Культурные отношения между Португалией и Бразилией в XIX веке

По данным бразильской прессы в 1873 году типичный ответ португальцев, которые переехали в Бразилию, отвечая на вопрос, чувствуют ли они себя здесь иностранцами, был примерно таким:

"я португалец, но я не иностранец в этой стране, потому что я законный потомок ваших предков, я ваш кровный брат, муж ваших дочерей и ваш брат по крови и по характеру".

Португальцы, как и другие европейские народы , которые имели колониальное прошлое, оправдывали политику колониализма существованием очень сильных родственных связей, получивший название "инбридинг". Всячески подчёркивалось особое отношение между бразильцами и португальцами, несмотря на политический разрыв, который произошёл в 1822 году и Бразилия стала независимым государством.

Португальцы и бразильцы в XIX веке отказывались считать друг друга иностранцами. Такое отношение к друг другу во многом обязано Лусо-бразильской идее.

Появление Португальско-бразильской идеи

Португальско-бразильская идея возникла на следующий день после независимости Бразилии. В Бразилии и Португалии эта тема стала важным элементом в дискуссиях по вопросам национальной идентичности даух стран. В то время как португальская империя переживала беспрецедентный упадок, португальско-бразильская идея, допускала возможность восстановления Португальской империи в качестве сильного и мощного государства.


В странах Латинской Америки самобытность культуры и связь с бывшей метрополией имеет первостепенное значение. В то время как в XIX веке, бразильская элита отвернулась от Португалии, и всячески обвиняла бывшею метрополию во всех своих бедах, связанная с институтом рабства и экономической « отсталостью » страны. Но значительная часть населения Бразилии в своих речах и письмах выражали идею связанности судьбы, братства, между народами метрополии и бывшей колонии, не смотря на политическую нестабильность, которая была между двумя странами. Таким образом в XIX веке многие жители Бразилии выражали намерение поддерживать и развивать культурные отношения с Португалией. Бразильцы также активно поддерживали эту идею, из-за того, чтобы их страна имела европейское прошлое.

В XIX веке, активно развивается идея о национальной идентичности в Европе, однако португальские и бразильские литераторы пишут о идеи особых отношений между португальской и бразильской нацией. В качестве аргументов, связанности двух государств была общая история, язык, католическая религия и даже принадлежностью к одной и той же португальской или лузитанской расе. Это уникальное явление, которая положила формирование бразильской национальной идентичности.

Многие исследователи, считают что развитие лусо-бразильской идеи произошли, в то время, когда Португалия находилась в глубоком кризисе: потеря Бразилии - лишь одно из многих испытаний, с которыми столкнулось Королевство после окончания наполеоновских войн и вторжение французов в Португалию в 1808 году. К политической нестабильности и атмосфере гражданской войны, царившей в Португалии 1830-1840-е годы, следует добавить экономический кризис и экономическая зависимость от своего союзника Великобритании. Международная уязвимость страны также определила отношения Португалии с её бывшей колонией, в которую в середине XIX века до сих приезжали тысячи португальцев в поисках лучшего будущего.

Чтобы компенсировать потерю американской "жемчужины", в Португалии возникает новый империализм, главной целью которого становится укрепление влияния в Африке. Новое направление португальского империализма не имела противоречий с бразильско-португальской идеи. В Бразилии относились к этому восторженно и бразильцы считали, что Португалия должна извлечь максимальную выгоду – экономическую, культурную и символическую – из привилегированных отношений с Бразилией, работая над созданием новой империи в Африке. Многие бразильцы считали, что благодаря создания новой крупной колонии в Африке, может появится новая Бразилия, с которой также будут братские отношения.

Португальско-бразильское литературное пространство-утопия?

Как и любая другая межнациональная идентичность, бразильско-португальская идея оказала значительное влияние на культуру и политику двух стран. Со временем эта идея приобрела культурологический характер, выразившийся в идее о существовании наднационального сообщества в двух странах.

Но не смотря, на определённые успехи и поддержку этих идей концепция идентичности бразильцев и португальцев была неопределённой. Из-за этого идея была зависима от различных трактатов её со стороны интеллектуалов, элит политического, экономического или культурного мира, которые использовали ее для различных целей. И именно эта неопределённость идеи, провоцировала постоянные дебаты в португальских-бразильских интеллектуальных кругах. Чаще всего разногласия возникали из-за актуальности самой этой идеи и её необходимости.

В 1850-х годах диалог и движение культурных ценностей между Португалией и Бразилией шёл относительно благоприятно. Стабилизация монархии в двух странах и последующая нормализация политических и торговых отношений между странами ,создали благоприятные условия для развития диалога.

Стоит отметить, что португальско-бразильское литературное пространство, кроме своих утопических идей, является специфическим (поскольку унаследовано от имперской логики, действовавшей до 1822 года) и привилегированным пространством отношений, в рамках которого во второй половине XIX века наблюдается заметный рост обменов. Это было связано с общими литературными ценностями двух государств.

Трансатлантические обмены между странами осуществлялись следующим образом : пребывание бразильских писателей в Португалии (и наоборот), формирование значительной португальской общины в Бразилии, рост рынка (легального или незаконного), продажа книг и печатных изданий. Но не смотря на это у двух стран был ряд проблем, из-за которых возникала напряженность и соперничество между двумя странами и это было далеко от братского образа, который преподносился большинством литераторов. Напряжённость была обусловлена важностью бразильского рынка для португальской экономики , а Португалия по мнению многих бразильцев вела себя имперски.

Поэтому между Португалией и Бразилией возник парадокс : не смотря на то , что Португальцы очень часто выступали с различными инициативами, чтобы оживить культурные и торговые отношения между двумя странами, и важно отметить, что Бразилия была наиболее открытой для португальской литературы, в то время, как книжный рынок в Португалии всячески препятствовал развитию Бразильской литературы. Португальская общественность была безразлична к Бразилии и португальские литературоведческие элиты не проявляли сильного интереса к бразильской культурной жизни.

Бразилия "Земля будущего" в представлении португальских литераторов

В 1879 году португальский писатель Пиньейру Чагас писал в публичном письме, адресованном бразильскому императору Петру II, о том, что для португальских писателей бразильский рынок является приоритетным. Открытое письмо, было обусловлено с целью убедить его подписать литературную конвенцию между двумя странами. Эта конвенция прекрасно демонстрирует отношение и новые устремления португальских писателей по отношению к бразильскому "рынку": они обратились к старой колонии в надежде увеличить свои доходы, однако португальская литература испытывала сильное давление внутри страны и не редко в португальской литературе встречались случаи плагиата и подделки.

Португальские писатели делали ставку на близкие связи двух народов,общий язык и реальное любопытство в Бразилии к португальскому литературному творчеству. Из Португалию в Бразилию рос импорт книг, почти ежедневно присутствовали португальских писателей в бразильской прессе в качестве корреспондентов. Всё это свидетельствуют о растущем интересе португальских литераторов и книготорговцев к бразильскому рынку.

Пауло де Медейрос определяет люсофонию как "неоколониальную концепцию, возникшую только при необратимом распаде империи."И эта концепция, как и португальско-бразильская идея, смогла дать Португалии множество ученых, художников и писателей, которые смогли придать новый импульс двум странам и формирования нового наднационального сообщества, построенного на руинах колониальной империи.

Таким образом, Португалия и Бразилия смогли сохранить тесные узы и взаимные народные симпатии друг к другу. На сегодняшний момент , Португалия и Бразилия продолжают укреплять свои культурные обмены и компании Бразилии и Португалии активно вкладываются в экономику друг друга.

Список литературы:
https://www.lhistoire.fr/