История железнодорожного сообщения в штате Аляска


Железнодорожное сообщение в США появилось ещё в середине XIX века, однако в Аляске первая железная дорога появилась только в начале XX века. Долгое время строительство железной дороги в Аляске не велось из-за сложных условий строительства, суровых погодных условий, а также из-за отдалённости от основной территории страны. Совокупность этих причин не позволяло построить железную дорогу в Аляске.


Однако Аляска была очень богатой природными ресурсами и к началу 1900-х годов уже были обнаружены почти все её богатейшие природные ресурсы, в том числе уголь, золото и другие полезные ископаемые. Но главной проблемой оставалась транспортировка ресурсов из внутренних районов Аляски к портам и далее в США.

Необходимость железнодорожного сообщения в Аляске была очевидна давно и в 1903 году частная компания под названием Аляскинская Центральная железная дорога начала прокладывать путь на север от незамерзающего прибрежного города Сьюард. К 1909 году компания построила около 50 миль пути, прежде чем обанкротиться и реорганизоваться в Северную железную дорогу Аляски. Эта компания добавила еще 20 миль пути, оканчивающегося недалеко от нынешнего местоположения Гирдвуда. Товары были отправлены по железной дороге из Сьюарда, затем загружены в небольшие лодки и поплыли вверх по рукаву реки Турнагейна, но никаких дополнительных железнодорожных путей не было добавлено.

В 1914 году Конгресс Соединенных Штатов санкционировал строительство железной дороги протяженностью 470 миль от Сьюарда до Фэрбенкса. В 1915 году 70 миль существующего пути были приобретены у Северной Аляски, и Анкоридж был создан как ” палаточный городок " железнодорожного строительного лагеря, а также штаб-квартира новой железнодорожной корпорации Аляски. Бюджет на строительство новой железной дороги составлял 35 миллионов долларов, хотя окончательная стоимость будет почти вдвое больше этой суммы. На пике своего развития в 1917 году на железной дороге работало более 4500 строителей/Президент США Уоррен Гардинг посетил окончание стройки 15 июля 1923 года.


15 июля 1923 года во время открытия президент Уоррен Гардинг ведёт машину "Голден Спайк" в Ненане Коллекция CIHS, музей Анкориджа.

Железная дорога Аляски повлияла не только на промышленность региона, но и также была смешанным благословением для национального парка Маунт-Маккинли. Развитие внутренних районов Аляски угрожало дикой природе, для защиты которой и был создан парк, но в то же время парк не имел никакого отношения к Конгрессу, так как туристы не могли туда попасть.


Парк Маунт-Маккинли

Благодаря проекту строительства железной дороги в Аляске защитники природы Чарльз Шелдон, Белмор Браун и другие предпринимали начали предпринимать срочные усилия по созданию и финансированию национального парка. Внутренняя железная дорога дала (и продолжает давать) туристам возможность посетить один из самых красивых и уникальных ландшафтов США.


Паровозы в Ненане. Фотография была сделана в 1922 году.

Во время Второй мировой войны на железной дороге Аляски активно использовались эшелоны, которые перевозили технику, солдат и провизию. В Анкордже и Фэрбенксе были построены военные базы. В 1943 году, во время Второй мировой войны были построены два длинных тоннеля, соединяющих магистраль с дополнительным незамерзающим портом Уиттиер. Год спустя на линии появились первые тепловозы, которые к 1966 году полностью вытеснят паровозы. После окончания войны железная дорога, страдавшая от интенсивного использования, получила необходимые 100 миллионов долларов на ремонт и модернизацию.

В октябре 1947 года был запущен фирменный поезд Аврора между Фэрбенксом и Анкорджем. Однако в 1953 году пассажирское движение в Аляске было отменёно и железная дорога обслуживала исключительно грузовые поезда.Так продожалось в течении 11 лет,пока 6 апреля 1964 года не возобновили пассажирское железнодорожное сообщение.

27 марта 1964 года произошло крупное землетрясение и которое нанесло ущерб в почти 30 миллионов долларов ущерба железной дороге Аляски. Наиболее сильно пострадала железнодорожная инфраструктура к югу от Анкорджа. Землетрясение магнитудой 9,2 балла было самым крупным из когда-либо зарегистрированных в Северной Америке, уничтожило железнодорожные сооружения в Уиттиере и Сьюарде, искривило рельсы и повредило мосты вверх и вниз по линии.


В мае 1984 года на железной дороге начали появляться частные вагоны ”супердома" от компании Tour Alaska. На сегодняшний день существует более 25 специально построенных полнокупольных железнодорожных вагонов, включая частные вагоны McKinley Explorer и Wilderness Express, а также купольные вагоны от компании GoldStar железной дороги Аляски.


Вид из купольного вагона

В январе 1985 года штат Аляска приобрел железную дорогу у федерального правительства за 22,3 миллиона долларов, вложив дополнительно 70 миллионов долларов в ближайшие годы на необходимые ремонтные работы и улучшения. В 2000 году более длинный туннель Уиттиера был модернизирован для обеспечения попеременного движения собственных железнодорожных и транспортных средств. Во времена администрации Клинтона велись дискуссии о возможности соединения “нижних 48 "с Аляской по железной дороге, но особого прогресса достигнуто не было. В настоящее время ведется работа по расширению железнодорожного сообщения в долине Мацу. Линия проходит от Фэрбенкса до Дельта-Джанкшн.

В 2000 году на железной дороги Аляски появился круизный пассажирский поезд "Grandview" , курсирующего между Сьюардом и Анкориджем. Чуть позже 2003 год стал самым успешным годом в истории железной дороги Аляски: чистая прибыль достигла рекордного уровня в $ 14,5 млн.


На сегодняшний день железная дорога Аляски продолжает является одной из важнейших транспортных систем региона, выполняя важнейшую функцию перемещению природных ресурсов, грузов и пассажиров с внутренних и южно-центральных районов Аляски.



Список литературы:
1. Alaska Railroad History
2. Alaska's Golden Spike