История железнодорожного транспорта: Денвер Зефир

На сегодняшний день железные дороги в США самые протяжённые в мире. Однако на данный момент пассажирское сообщение в США не пользуются большой популярностью и главная их цель, это грузовые перевозки. Но до 1960 годов всё было по-другому. В данной статье представлен краткий материал об истории Денвер Зефир, который являлся одним из самых коммерчески успешных, комфортабельных и популярных пассажирских поездов в истории США. Данный поезд пользовался огромным спросом, среди простых американцев вплоть до середины XX века.

Появление Денверского Зефира

История появления Денвер Зефир началась с первого поезда, который получил название Zephyr 9900. Сам же зефир был совместным детищем двух Баддов: Ральфа Бадда, который был президентом чикагской компании Burlington & Quincy, и Эдварда Бадда, который был основателем компании Budd. Компания Budd специализировалась на металлообработке для автомобильной и железнодорожной промышленности. Стоит отметить, что они были однофамильцами и у них не было родственной связи.


Эдвард Бадд был американский предпринимателем. Он родился в 1870 году в штате Делавэр. Его можно назвать первопроходцем в сфере производства автомобильных кузовов, изготавливаемых из цельного металла

Главная особенность нержавеющей стали была в том, что она слабеет при нагревании. Её нельзя сварить обычными методами, но компания Budd разработала собственный метод, который получил название “точечной сварки” и это позволило соединить панели из нержавеющей стали вместе. Получившийся кузов был настолько прочным, что отпала необходимость в установке порогов, которые использовались во всех предыдущих железнодорожных пассажирских вагонах на территории США.

Впервые Ральф Бадд увидел работающую модель дизеля на Чикагской ярмарке "век прогресса" в 1933 году. Такой двигатель был представлен другой американской компанией "Дженерал Моторс"(Чикагская ярмарка длилась два года) и позже Ральф Бадд решил попробовать использовать нечто подобное на настоящей железной дороге.

Он также был человеком, который придумал имя зефир. Это название было взято из Кентерберийских сказок Чосера, где он узнал, что Зефир был богом западного ветра. Бадд, не имевший никакого родственного отношения к Эдварду, был самым молодым президентом железной дороги в стране, когда его назначили президентом Великой Северной железной дороги в возрасте 40 лет. Несмотря на напряжённую карьеру, он был достаточно эрудирован и в свободное время любил читать Средневековые английские книги.


Ральф Бадд. Оригинал фотографии находится в библиотеке Ньюберри(США)

Для большей привлекательности, как пассажиров, так и прессы Берлингтонский Зефир получил обтекаемый вид. Обтекаемый внешний вид Zephyr никогда не был бы возможен без недавней разработки технологии точечной сварки, ещё одной запатентованной технологии компанией Бадд и о которой писалось раннее. Благодаря такой сварке, стало возможным сварить нержавеющую сталь вместе при помощи электрического тока с высоким напряжением, который фактически создал связь более прочную, чем сама сталь. Теперь способный отливать, гнуть и формировать нержавеющую сталь в любую форму, которую он хотел, Бадд мог проектировать любые дизайны для своего поезда. Именно благодаря технологии нержавеющей стали Budd, смог стать главным конкурентом Pullman, поскольку это была единственная компания, которая тоже могла производить оборудование из нержавеющей стали.


Город Линкольн (штат Небраска, США) Фотография сделана примерно в 1944 году

Официально CB&Q заказала у Бадд Зефир 17 июня 1933 года. Главными требованиями к составу были: это должен был быть трехвагонный сочлененный поезд, двигатель которого должен был работать на мощности 660 лошадиных сил. В то время как Бадд занимался разработкой автомобильного кузова ,разработка дизайна была поручена авиационному инженеру Альберту Дину,который в то время работал в компании Бада. Его конструкция отличалась лопатообразным носом локомотива, который включал в себя значительно сгребенное свинцовое лобовое стекло. Весь поезд был обшит нержавеющей сталью, и едва можно было разглядеть колесные узлы. Если сам поезд выглядел стильно и футуристично, то это было во многом связано не только из-за необычного вида локомотива и рифленой нержавеющей сталью, но и с обзорным вагоном.

7 апреля 1934 года первый поезд "Берлингтон зефир" был впервые построен на заводе Бадда. Завод находился недалеко от Филадельфии и через два дня: 9 апреля поезд совершил своё первое испытание на железной дорогие Рединга. В ходе испытания он смог достигнуть скорости до 104 миль в час. Через девять дней, 18 апреля, поезд был представлен публике на станции Брод-стрит в Филадельфии,и публика хорошо оценила новый поезд. Примерно через месяц, 10 мая, поезд прибыл в Чикаго, хотя по пути он объехал пол страны: Цинциннати, Кливленд, Питтсбург, Детройт, Буффало и Вашингтон (округ Колумбия). После возвращения на рельсы Берлингтона поезд продолжал демонстрироваться публике, поражая зрителей по ходу движения. Большая часть успеха "Пионера" во многом обязана феноменальной маркетинговой работе компании. 26 мая 1934 года в 5:05 утра, с большой торжественностью первый "зефир" отправился из Денвера в Чикаго.


Фотография была довольно известна в то время, но где находится её оригинал неизвестно. Фото было сделано репортером газеты "Chicago Tribune" сразу после того, как поезд завершил свой исторический безостановочный рейс из Денвера в Чикаго 26 мая 1934 года . На снимке были изображены те, кто находился на борту.


Прибытие поезда в Чикаго 26 мая 1934 года.

Новый поезд предназначался для дневных перевозок. Большая часть внутреннего дизайна была оформлена в стиле ар-деко, а обзорный вагон украсил дизайнер Джон Харберсон из Филадельфии. В поезде могло находится 72 пассажира, что на 44 меньше, чем в поезде M-10000 компании Union Pacific, которая была главным конкурентом для компании Бада.

Состав поезда Берлингтона включал в себя: железнодорожное почтовое отделение, багажный вагон и обзорный вагон. Это было немного необычно для поезда, который предназначался только для региональных перевозок, но это показывает, что компания не щадила свои финансовые ресурсы на его развитие. Новый поезд был чрезвычайно дорогим по сравнению с другими американскими поездами того времени.


Ар-деко (фр. «art deco») – направление моды, в основе которого лежит одноименное течение в искусстве, зародившееся в первой половине ХХ века. Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма

Поезд ехал со средней скоростью 78 миль в час и прибыл в город Чикаго в 7:10 вечера того же дня, преодолев расстояние в 1015,4 мили. От этого публика была в ещё большем восторге и многие корреспонденты пришли встречать новый поезд, несмотря на то, что в это время проходила промышленная выставка. В сентябре 1934 года поезд был использован в съёмках фильма "серебряная полоса" и фактически не начинал регулярное плановое обслуживание в Берлингтоне до 11 ноября 1934 года. По словам Майка Шефера и Джо Уэлша "стримлайнеры: история железнодорожной иконы", когда турне завершилось на "зефире", поезд проехал 30 437 миль. Поезд был показан в 222 американских городах и на его увидело более двух миллионов человек.

Советская пресса также писала об этом поезде. В 1937 году советский журнал "Техника-Молодёжи" в своём выпуске №7 за 1937 г. писала про про новый американский поезд "Денверский Зефир". Советская газета отметила его необычный дизайн по сравнению с другими поездами в США.

Стоит отметить, что журнал ТМ тогда довольно много писала про разные зарубежные новинки.


В июне 1935 года к поезду был добавлен вагон-ресторан, что увеличило количество пассажиров до 112 человек.



Дальнейшее развитие и закат

Поезд оставался в своём первоначальном виде до 1956 года,после чего был модернизирован. В том же году Берлингтон полностью переоборудовал вагоны серии DZ (всего 28 вагонов для эксплуатации двух версий поезда).

После модернизации поезд стал двухэтажным, а на крыше вагонов появились специальные обзорные купола. Эти купола были спроектированы компанией Budd. Также в составе был вагон-ресторан Vista-Dome и два спальных вагона Slumbercoahes. Стоит отметить, что это был первый поезд в США, который был оснащён такими удобствами и комфортом.

Переоборудование вагонов DZ в 1956 году было последней крупной модернизацией пассажирских поездов в США.


Так выглядел фирменный поезд Streamliner. Фото сделано 12 июня 1966 год

Streamliner долгое время оставался очень популярным и востребованным поездом у пассажиров. Из-за этого он оставался на линии вплоть до 1968 года. В 60х годах пассажирское железнодорожное сообщение в США резко теряло пассажиропоток из-за появления малой авиации и автомагистралей. В следствии чего, многие пассажирские компании убирали свои фирменные поезда или полностью отказывались от пассажирских перевозок, концентрируясь исключительно на грузовых. С 1968 года Streamliner начал ходить намного реже, чем прежде. Из-за критической ситуации, которая возникла у железнодорожных пассажирских компаний правительство США создала государственную железнодорожную компанию Amtak.

С 1 мая 1971 года Amtrak получил право на все междугородние пассажирские железнодорожные перевозки в США. Первое время Денверский зефир был сохранен Амтаком, но в скором времени он был продлён с Чикаго до Сан-Франциско . Поезд был переименован в Сан-Франциско Зефир, однако в скором времени он был окончательно отменён.


На данной фотографии Денверский зефир уже принадлежит компании Amtrak. Сам поезд только что отправился с Чикагский Юнион-Стейшн для своего ночного рейса. Фото было сделано 14 октября 1972 года. В свою очередь Аmtrak поддерживал работу Денверского зефира CB&Q до 26 октября 1973 года, после чего он был объединен с Калифорнийским зефиром

Cписок литературы:
1) Zephyr 9900;
2) Denver Zephyr;
3) Журнал Техника-Молодёжи выпуск №7. Денверский Зефир. Статья была опубликована в 1937 году.