Племя Онейда:
Индейцы поддержавшие американскую революцию

Американская революция является одним из крупнейших событий, как XVIII века, так и всей мировой истории. Революционная война расколола не только патриотов(сторонников независимости 13-и колоний) и лоялистов(сторонников Британской империи), но и также внесло раздор в племена американских индейцев. Несмотря на то, что большинство индейских племён приняли сторону Британии, ирокезкое племя Онейда поддержали революцию. Племя Онейда это одно из шести племён ирокезов и единственное ирокезкое племя, которые подержали американцев. Джордж Вашингтон писал, что "Онейды проявляли самую сильную привязанность к нам на протяжении всей войны". На протяжении всей революционной войны Онейда снабжала американские войска своими воинами и шпионами, начиная с битвы при Орискани в Нью-Йоркской долине Мохок в августе 1777 года.

Однако индейцы Онейды не сразу вступили в конфликт и первое время войны придерживались нейтралитета.Однако, несмотря на свой нейтралитет, с самого начала войны они сочувствовали американскому делу. Возможно на это сильно повлияла дружба Онейды с патриотом-миссионером Сэмюэлем Кирклендом, о котором Джордж Вашингтон писал, что он обладает "необычной властью над ними".


Сэмюэль Киркленд

Сочуствие Онейды в скором времени переросло в откровенную поддержку. Впервые Онейда активно начала помогать сторонникам независимости в 1777 году. Это случилось тогда, когда британцы сообщили индейцам, что генерал Барри Сент-Леджер проведёт объединенные силы британских и американских солдат-лоялистов через земли Онейды, чтобы атаковать форт Шайлер, где он надеялся объединить свои силы с другим английским генералом Джоном Бургойном. Однако индейцы Онейды не считали себя подчиненными Британской Империи ,а также союзниками племя Могавков. Поэтому индейцы Онейды рассматривали действия Сент-Леджера как оскорбление, которому они обязаны были противостоять с честью.

2 августа 1777 года племя "Онейда" предупредила местных патриотов в Форте Шайлер и Нью-Йоркскyю милицию о готовящемся нападении со стороны англичан. Четыре дня спустя индейцы племени Онейды бок о бок сражались вместе с американцами, защищая Форт Шайлер.

Под командованием генерала Николаса Херкимера Нью-Йоркские войска вступили в бой и попали в засаду, устроенную Сент-Леджером и ирокезами. Однако засада не принесла успехов англичанам и индейцы племени Онейды совместно с Нью-Йоркской милицией смогли отбросить британцев назад ,после как с поле боя бежали союзники англичан: Могавки. Неудачная засада помешала Сент-Леджеру встретиться с Бургойном, как планировалось изначально. Это достижение помогло подготовить почву для решающей победы патриотов в Саратоге в октябре.

Битва при Орискани, названная в честь соседней реки, была одной из самых кровопролитных битв революции и единственной битвой, в которой коренные американцы сражались друг с другом. Это битва была настоящей трагедией для местных американских племён, так как в этой битве было самое массовое столкновение индейцев друг с другом. Несмотря на отступление англичан, победители понесли тяжелые потери. Жители Нью-Йорка потеряли почти всю свою местную милицию, а соседняя деревня Онейда была разграблена отступающими ирокезами.Не менее важно и то, что эта битва определила стороны, которые различные ирокезские народы примут в войне, и означала конец союзу ирокезов.


Индийский договор племени Онейду с американцами был заключён 9 января 1795 года. (Изображение оригинала договора из библиотеки Конгресса США)

После битвы при Орискани генерал Вашингтон попросил индейцев Онейду помочь американцам в долине Фордж. После того, как индейцы Онейды прибыли в расположение американской революционной армии, лидеры Онейды ужинали с Вашингтоном, который дал каждому лидеру пояс в знак благодарности за их помощь. В дополнение к войскам Онейда привезла столь необходимые продукты питания и припасы. Наиболее примечателен пример Полли Купер, которая дала белую кукурузу голодающим войскам и научила их готовить зерно. В ту зиму Полли Купер осталась в Вэлли-Фордж, служа поваром у Вашингтона. Несмотря на великое служение, которое они оказали, Онейда отказались брать деньги с американцев. Чтобы выразить свою благодарность, устная традиция Онейды гласит, что Марта Вашингтон подарила Полли Купер шаль и шляпку. Конгресс США выступил с благодарственной речью к индейцам племени Онейду с трогательными словами: "Раньше мать забудет своих детей, чем вы вас".

Генерал Вашингтон также использовал индейцев Онейду в качестве разведчиков, солдат и шпионов. Разведчики Онейды патрулировали окрестности Вэлли-Фордж зимой 1777-1778 годов. В мае 1778 года, во время битвы при Баррен-Хилл, разведчики Онейды остались позади, чтобы генерал Лафайет и его войска могли бежать, после чего они помогли другим американским офицерам.

Индейцы Онейды сражались бок о бок с американскими патриотическими силами во многих сражениях. Десять солдат Онейды получили офицерские звания в Континентальной армии, а один дослужился до чина подполковника. Некоторые Онейды действовали как шпионы, перехватывая британские сообщения и собирая информацию о передвижениях войск и стратегиях, включая дьякона Томаса, который прятался в стропилах дома совета в деревне Могавков до своего убийства в 1779 году.

После войны Конгресс поблагодарил Онейду за помощь. Также индейцам Онейду были предоставлены военные репарации. Однако, несмотря на американскую мнимую дружбу с Онейдой, правительство Штатов и федеральные власти не позволили этой группе выкупить большую часть их исконных земель Также не смотря на союз с американцами индейцы Онейду были по сути изгнаны рейдами американских поселенцев, которые не всегда отличали их от своих врагов ирокезов. В 1794 году они вместе с другими племенами подписали договор с Соединенными Штатами. Им было предоставлено 6 миллионов акров земли (24 000 км²), прежде всего в Нью-Йорке; это была фактически первая уступка индейцам в Соединенных Штатах. Однако штат Нью-Йорк заявил право на землю, которая, согласно договору, принадлежала Онейде.

Конгресс постановил, что земля должна быть возвращена Онейде и что Нью-Йорк должен выплатить репарации. Однако, когда Нью-Йорк попытался заставить Онейду платить налоги на их землю, Конгресс вынес смешанный вердикт, освобождая Онейду от налогов штата, но также постановив, что они не имеют суверенитета на землях, которые они купили. Последующие договоры индейцев Онейду и с правительством штата Нью-Йорк резко сократили их землю до 32 акров (0,1 км).

Индейцы Онейда должны были делиться землей в своей резервации с онондага и не имели собственной земли. В 1820-х и 1830-х годах многие из онейда, оставшиеся в Нью-Йорке, переехали в штат Висконсин, где им было разрешено покупать землю, и в Британскую Канаду, потому что Соединенные Штаты настаивали на изгнании индейцев из восточных штатов. Поселенцы продолжали вторгаться на их земли.

В 1838 году Даниэль Хлеб (1800-1873 гг.) помог договориться о заключении договора для Онейда в штате Висконсин, в котором они заявили о своем намерении отдать участок земли всему племени.

Корнелиус Хилл сменил Даниэля Хлеба на посту вождя после его смерти в 1873 году, и десятилетиями боролся с дальнейшим изгнанием онейда, а также с приватизацией их земель в соответствии с Законом Дауэса 1887 года. Хилл, однако, умер в 1907 году. После смерти Хилла Уильям Роквелл, консерватор, возглавил племя в Нью-Йорке с 1910 по 1960 год. С 1910 до 1920 гг. обе части племени из Нью-Йорка и Висконсина объединились.

С 2007 года тянется судебный процесс в Верховном суде США по иску Онейда к государству о возвращении им своих земель либо расширении площади резервации. Администрация президента пытается всячески воспрепятствовать этому.

Список источников:

1. "От Джорджа Вашингтона к комиссарам по делам индейцев, 13 марта 1778 года", - говорится в сообщении Национального архива. Источник: The Papers of George Washington, Revolutional War Series, vol. 14, 1 марта 1778 года?–30 апреля 1778 года, изд. Дэвид Р. хот (Charlottesville: University of Virginia Press, 2004), 167-8.

2. Там же.

3. Джеймс Кирби Мартин, "Забытые герои революции: Хан Йерри и Тайона Докстейдер из индейской нации Онейда", в книге Альфреда Ф. Янга, Гэри Нэша и Рэя Рафаэля, eds., Революционные основатели: мятежники, радикалы и реформаторы в создании нации (New York: Alfred A. Knopf, 2011), 203; Джозеф Глаттаар и Джеймс Мартин, забытые союзники: индейцы Онейды и Американская революция (New York: Hill and Wang, 2006), 156.

4. Мартин, "Забытые Герои", 205.

5. Paul A. Boehlert, The Battle of Oriskany and General Nicholas Herkimer: Revolution in The Mohawk Valley (Charleston, S. C.: The History Press, 2013), 80.

6. Мартин, "Забытые герои", 205; Карим Тиро, народ стоячего камня: нация Онейда от революции до эпохи удаления (Amherst, Mass.: University of Massachusetts Press, 2011), 48.

7. Глаттаар и Мартин, забытые союзники, 177; Болерт, Битва при Орискани, 101.

8. Glatthaar и Мартин, забытые союзники, 285.

9. Уильям Сойер, "нация Онейда в Американской революции", Форт Стэнвикс, Служба национальных парков.

10. Уильям Рокуэлл и др. Аль., "Шаль Полли Купер", Онейда-Индейская Нация.

11. Мартин, "Забытые герои", 208; Дэвид Нортон, мятежный младший брат: руководство и дипломатия Онейды, 1750-1800 (DeKalb, Ill.: Издательство Университета Северного Иллинойса, 2009), 99.

12. Тиро, люди стояли каменные, 51; Барбара Graymont, "ATIATOHARONGWEN" в словаре канадской биографии, том. 5, Университет Торонто/Université Laval, 2003.

Библиография:

1. Болерт, Пауль А. Битва при Орискани и генерал Николас Херкимер: революция в долине Могавков. Чарльстон, S. C.: The History Press, 2013.

2. Глаттаар, Джозеф Т. и Джеймс К. Мартин. Забытые союзники: индейцы Онейда и Американская революция. Нью-Йорк: Хилл и Ван, 2006.

3. Мартин, Джеймс Кирби, " Забытые герои революции: Хан Йерри и Тайона Докстейдер из индейской нации Онейда. В книге Альфреда Ф. Янга, Гэри Нэша и Рэя Рафаэля " ЭДС., Революционные основатели: мятежники, радикалы и реформаторы в создании нации. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2011. Страницы 199-214.

4. Нортон, Дэвид. Мятежный младший брат: Онейда лидерство и дипломатия, 1750-1800. DeKalb, Il: Northern Illinois University Press, 2009.

5. Тиро, Карим. Народ стоячего камня: нация Онейда от Революции до эпохи удаления. Amherst and Boston, MA: University of Massachusetts Press, 2011.

6. The People of the Standing Stone: The Oneida Nation from the Revolution through the Era of Removal

7. Онейда (обсуждения в ВК)