Краткая история Киевской Руси

Основание государства

Самая раняя русская летопись вероятнее всего была написана в 1113 году н. э. и её авторство принадлежит монаху Нестору (около 1056 - 1114 гг. н. э.). Однако многие исследователи, не исключают, что это была копия более ранних летописей, которую Нестор отредактировал и систематизировал. Наиболее хорошо сохранившаяся рукопись относится к 1377 году н. э. с редакционными примечаниями, что подтверждает, что до этого уже была летопись. Большинство историков считают летопись историческим источником , однако в ней присутствует ряд мифических или легендарных события. Тем не менее, археологические раскопки на территории современной России и Украины подтверждают многие летописные события.


Курганы, датируемые 8 - 9 веком нашей эры, недалеко от старой Ладоги, Россия

Повесть временных лет начинается с рассказа, что после библейского Великого потопа сыновья Ноя (Хам, Сим и Иафет) разделили мир между собой, и Иафет получил территорию будущей Киевской земли.Каков был порядок и было ли какое-то единство славянских племён не известно, однако повесть временных лет пишет о том, что славянские народы регулярно воевали друг с другом и в конце концов были покорены хазарами Средней Азии и варягами (викингами) Скандинавии.

Наиболее вероятно на тот момент не было никого единого государства, а только крупные населённые пункты. Поэтому в скором времени, славяне этого региона были вынуждены платить дань хазарам и варягам, пока хазары не изгнали варягов, но славянские племена сохранили связь с хазарами. Согласно повести временных лет, славяне обнаружили, что не могут управлять сами, а дань, которую платили Хазарам, была слишком велика. В летописи временных лет говорится "будем искать князя, который будет править нами и судить нас по закону".

Согласно летописи временных лет и норманской теории отправились за море к варяжским русам. Кто это конкретно был неизвестно. Есть версии что это были такие же славяне с централизованным государством, однако наиболее вероятно первым русским князем был викингский наёмник.

Куда именно прибыли славянские послы не указано в повести временных лет, однако три благородных брата приняли приглашение и в летописи написано следующее:

"Самый старший, Рюрик, поселился в Новгороде, второй, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. Благодаря этим варягам Новгородская область стала называться Землей Руси. Нынешние новгородцы происходят от Варяжской расы, но прежде они были славянами".

Один из выдающихся историков за всю историю России Ключевский писал о том, что скорее всего их пригласили новгородцы с целью защиты от какого-то внешнего врага. Также Ключевский пишет о том, что изначально их целью была охрана, однако в скором времени наёмники почувствовали свою силу и в скором времени наёмники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань, которая затем увеличилась. По мнению Ключевского сказание о призвании князей, не является чем-то уникальным в истории России и это было обычным явлением в ранних государствах Европы.

Другой известный российский историк Соловьёв также не подвергал сомнению факта прихода Рюрика на территорию Древней Руси и считал не случайным, что Рюрик поселился в Ладоге. По мнению Соловьёва его положение было не стабильно, а Ладога была связана торговым сообщением с заморской страной. Также по мнению Соловьёва нестабильность Рюрика доказывает случай убийства некого князя Вадима, о котором ничего не известно.


Рюрик 1 Новгородский

Подтверждением существования скандинавских поселений в Северной Руси,подтверждаются археологическими раскопками. В 750 году н. э. на Старой Ладоге близ реки Волхов было основано первое скандинавское поселение. Ученый-археолог Томас С. Нунан пишет:

"Археологические данные свидетельствуют о том, что скандинавы жили в Ладоге с самого ее зарождения: найденные скандинавско-Балтийские кузнечные инструменты, включая талисман с лицом Одина был найден в археологическом слое 750-х годов, что подтверждает, тот факт, что скандинавы, посещали Ладогу. Эти визиты были не с целью грабежа. Других крупных поселений и городов поблизости не было, монастырей не существовало, а соседние курганы местных жителей были очень скромны по своему содержанию. Скорее всего регион был беден и здесь не было ничего ценного, что можно было бы украсть.Скандинавские поселения в Ладоге были созданы для облегчения доступа во внутренние районы Европейской России со всеми ее природными богатствами."

Позднее Ладога стала сезонным поселением или, по крайней мере, ее население постоянно изменялось, что подтверждается летописными источниками и в частности повествованием о том, как славяне изгнали варягов и затем пригласили их обратно. Скандинавские артефакты были найдены также в Новгороде и других местах, упомянутых в летописи.

Через два года после прибытия норманнов два младших брата умерли, и Рюрик принял их земли как свои собственные со столицей в Новгороде. Два человека из дружины Рюрика: Аскольд и Дир, попросили у него разрешения покинуть страну и искать счастья в Царьграде (Константинополе), и им дали разрешение. По пути в Царьград они остановились в городе на холме под названием Кий (Киев), завоевали его, а затем начали совершать набеги на окрестности в истинно викингской манере. Летописи пишут о их знаменитом нападении на Константинополь с участием 200 кораблей викингов (С. 860 г. н. э.), который провалился из-за бури, якобы посланной Богом; историческая дата этого набега, однако, не соответствует остальной части повествования.

В Новгороде Рюрик умер естественной смертью и поручил своего маленького сына Игоря заботам своего родственника Олега (также известного как Олег Новгородский и Олег Пророк, р. 879 - 912 гг. н. э.), который стал его преемником. Олег начал серию военных походов из Новгорода, завоевывая и укрепляя окрестные земли. Наконец он приехал в Киев и увидел, как Аскольд и Дир собирают огромные богатства путем набегов и грабежей.

Он обманом вынудил их обоих выйти из города,представившись торговцем, после чего убил их и взял под свой контроль область, перенеся столицу из Новгорода в Киев примерно около 882 года н. э. Ключевский писал, что именно это событие и есть начало Руси. По мнению Ключевского до этого было местное варяжское княжество, которое не контролировало всю славянскую территорию. С помощью переговоров и военной силы Олег убедил ряд племен и поселений прекратить платить дань хазарам и они стали платить Олегу. К концу своего правления Олег значительно расширил влияние Руси и наполнил казну Киева.

Князь Олег на сегодняшний день известен под разными именами. Самое известное прозвище Олег Вещий из-за того, что он знал о своей смерти. В частности в пророчестве говорилось, что Олега убьет прекрасная лошадь, которой он владел и поэтому он на ней никогда не ездил. Поэтому он отослал лошадь, при одном условии, что она будет всегда хорошо накормлена и ухожена. После того как он завоевал окрестные области и заключил выгодные договоры (особенно с Константинополем), он почувствовал уверенность в своем царствовании, посмеялся над пророчеством и спросил своих советников, что случилось с лошадью, которая должна была убить его. Ему сказали, что конь умер, и Олег попросил принести ему кости лошади. Оказавшись там, он высмеял пророчество и наступил на череп коня, напугав змею, которая укусила его за ногу и убила.


Князь Олег Вещий

Следующим князем стал Игорь Киевский (912 - 945 гг. н. э.), сын Рюрика, воспитанием которого занимался Олег. Игорь был женат на Варяжке по имени Ольга (позже Святая Ольга Киевская, 969 г. н. э.) незадолго до прихода к власти. Как и его приемный отец, Игорь занимался успешными военными походами и взимал дань с покоренных. Однако со временем он обнаружил, что всего накопленного им богатства ему не хватает, и обложил народ более высокой данью. Историк С.М. Соловьев считает, что у Игоря не было полной единоличной власти и он мог зависеть от аристократической верхушки (Свенельда и местных князей), в результате чего его власть была слабой, казна бедной, дружина “мала числом”. Но Игорь это уже не просто князь какого-либо отряда грабителей-варягов, а князь нескольких объединенных восточнославянских союзов племен. Поэтому возможно именно именно из-за по мнению Соловьёва была увеличена дань и Игорь снова потребовал дань с древлян, что закончилось его смертью. Карамзин исследуя Игоря писал о том, что Игорь возможно заботился о своём обогащении, однако при нём была веротерпимость и войне с Византией сохранил честь Руси.


Его сын, Святослав I (р. 945 - 972 гг. н. э.) был слишком молод, чтобы занять трон, и поэтому Ольга служила его регентом между 945-963 гг. н. э. Как только Ольга стала княжной, она решила наказать древлян за убийство своего мужа. Древляне послали известие, что хотят выдать ее замуж за своего князя, и после убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. По-видимому, Ольга согласилась на это предложение и попросила приехать древлянских представителей; их она убила, обманом заставив торжественно нести их в лодке, которую затем сбросила в яму, и они были погребены заживо. Стоит отметить, что у древлян человек убивший врага мог требовать его жену себе. Затем она пригласила самых мудрых людей древлян прийти к ней, пригласила их принять ванну по прибытии и баня была подожена, и они сгорели заживо. Затем она попросила древлян приготовить поминальный пир в честь Игоря, позволила им всем напиться и приказала своим воинам перебить их там всех.

Оставшиеся в живых древляне укрылись в городе Искоростене, где был убит Игорь и в скором времени Ольга осадила его. Когда она не смогла взять его силой, то сказала, что не будет жёсткой капитуляции и просит только трех голубей и трех воробьев из каждого дома. Они были быстро даны, и она приказала своим солдатам прикрепить к птицам кусочек горячей серы на нитке, а затем отпустить их, чтобы они вернулись в свои гнезда в городе. Эти гнезда на карнизах домов,курятниках и в других местах быстро загорелись и Искоростень был сожжен. Ольга убила или продала в рабство большую часть выживших, но пощадила остальных, чтобы они могли продолжать платить дань.

Повесть о мести Ольги относятся к числу наиболее мифических разделов первичной летописи, но, как полагают, они указывают на реальные исторические события, связанные с уничтожением древлян. Эти истории позже были отвергнуты церковью, которая сделала Ольгу Святой за ее самоотверженную христианскую миссионерскую работу в регионе, хотя Киевская Русь оставалась преимущественно языческой на протяжении всего царствования ее сына и его преемника. Не Ольга, а Владимир Великий (980 - 1015 гг. н. э.) обратил Русь в христианство.


Княгиня Ольга

Владимир Великий и Ярослав Мудрый

Ольга отреклась от престола в пользу Святослава I в 963 году н. э. и удалилась в Киев, чтобы провести остаток своей жизни в покое и подальше от политики. Святослав I часто участвовал в военных походах, еще более масштабных, чем у Олега и Игоря, чтобы расширить свою территорию и контролировать торговые пути. Он завоевал сначала Хазарию, которая долгое время была соперничающей державой, а затем волжских булгар, Алан и Дунайских Булгар, пока не увеличил свое царство более чем втрое.


Святослав с самого детства воспитывался дружиной и был воином. Всегда предупреждал своего противника "иду на вы" и никогда не нападал без объявления войны

Он был убит, возвращаясь в Киев во время возвращения из одного из походов , а его сыновья Ярополк I (972 - 980 гг. н. э.), Олег и Владимир устроили первую в истории Руси междоусобную войну между собой. Олег был убит, а когда Ярополк I пришел к власти, Владимир бежал в Норвегию ко двору своего родственника Хаакона Сигурдссона (ок. 972 - 995 гг. н. э.). Здесь он собрал войско варягов и выжидал до тех пор, пока не почувствовал себя готовым вернуться и вернуть себе царство. Он разбил войско Ярополка I и убил своего брата в засаде.


Владимир последовал примеру своего отца и предпринял ряд военных походов, чтобы либо расширить царство, либо закрепить за собой определенные территории. Во время этих походов и сражений он воздвигал языческие святилища в честь местных или национальных божеств. Примерно в это же время (около 987 г. н. э.) Василий II византийский (976 - 1025 гг. н. э.) обратился к Владимиру за военной помощью для защиты своего престола от двух претендентов. Владимир согласился, а затем либо потребовал, либо ему предложили выйти замуж за сестру Василия II Анну. Брак был одобрен при условии, что Владимир обратится в христианство.

Это послужило христианизацией Киевской Руси и создание Варяжской гвардии в Византийской империи. Владимир послал 6 000 варягов к Василию II в Константинополь в 988 году н. э., и они стали элитной охраной византийских императоров и грозным отрядом ударных войск с того времени до начала XIV века н. э.

По другой версии обращения Владимира заключается в том, что он потерял веру в своих языческих богов и посылал послов в разные народы, чтобы поговорить с духовенством об их религиозных верованиях и обычаях. После изучения христианства, ислама и иудаизма он выбрал восточное православие из-за красоты Константинопольских церквей и отсутствия запрета на употребление алкоголя или свинины. Эта история была создана (в какой-то момент в XI веке н. э.), Скорее всего, чтобы дистанцировать обращение Владимира от простого брачного контракта и подчеркнуть его независимость от иностранных влияний. Какими бы ни были обстоятельства его обращения, оно имело далеко идущие последствия, как отмечает ученый Роберт Фергюсон:

"Выбор славянского, а не древнескандинавского языка в качестве языка Русской Православной Церкви сделал процесс ассимиляции необратимым. Благодаря этому увеличилось влияние византийской культуры на Руси."

Хотя он, возможно, первоначально согласился принять христианство просто для того, чтобы создать союз, Владимир быстро принял лучшие ценности христианства. Он заботился о бедных своего княжества и лично помогал всем, независимо от их социального статуса. Он основал школы для поощрения грамотности и улучшения жизни. Торговля процветала, а экономика процветала при Владимире, который также основывал города и строил многочисленные церкви.


Владимир принимает христианство

Следующим князем после Владимира, стал Святополк I (1015 - 1019 гг. н. э.), известный как “окаянный” за убийство трех сыновей Владимира (включая Бориса и Глеба, которые впоследствии стали святыми) после прихода к власти. Святополк I, возможно, был старшим сыном Владимира, но это точно не известно. Его правление было ничем не примечательным, и он был свергнут другим из сыновей Владимира, Ярославом I (около 1019 - 1054 гг. н. э.), известным как Ярослав Мудрый.


Святополк Окоянный

Фактически Ярослав I был предпоследним великим монархом Киевской Руси. По влиянию и уважению, только Владимир Мономах имел такой авторитет.Ярослав женился на Ингегерд Олофсдоттер (ок. 1001-1050 гг. н. э.), дочери Олофа Скотконунга (ок. 995-1022 гг. н. э.), короля Швеции, и позже заключил важные союзы через браки своих детей с другими народами. Он также реформировал законы, заключал важные договоры с Константинополем и защищал свои границы от вторжений турецких кочевников-печенегов. Следуя традиции русского царя как воина, он провел ряд успешных военных походов и поднял Киевскую Русь на новую культурную и экономическую высоту. Около 1037 года н. э. он начал строительство Софийского собора в Новгороде, который является одним из самых впечатляющих средневековых храмов в мире; его богатство свидетельствует о величии правления Ярослава I.


Князь Ярослав Мудрый

После его смерти Киевская Русь раскололась, когда его сыновья боролись друг с другом за власть, а другие города и княжества часто восставали. Последующие монархи в Киеве не были достаточно сильны, чтобы удержать княжество в едином государстве и началось дробление дробление на более мелкие княжества. Северные крестовые походы, особенно в XII веке н. э., каталицизировали Балтийский регион, а Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг. н. э.) фактически положил конец торговым связям Византии и Руси, отрезав доступ к традиционным маршрутам в Грецию. Ко времени монгольского нашествия 1237-1242 гг. н. э. Киевская Русь уже не была даже чем-то отдалённым, что напоминает единое государство, и отдельные княжества были легко взяты.


Карта раздробленной Руси

По материалам книги "Киевская Русь" Г.В. Вернадского/
Список литературы:
1. Джошуа Дж. Марк: Киевская Русь. Опубликована на сайте Ancient History в 2015 году.
2. С.М. Соловьёв: История России с древнейших времён. Публикация проходила с 1851 по 1879 годы и составила 29 томов
3. В. О. Ключевский: История государства Российского. Опубликовано в 1818 году.