Краеведение: Церковь Преображения Господня в Рязани

Введение

Веками православная церковь имела огромное влияние на жизненный уклад различных сословий и народов проживающих на территории России. В данной статье будет рассмотрена история одного из таких православных храмов, который находится на окраине современной Рязани. Главной целью данной статьи является систематизация информации о храме из различных статей и проследить его историю до распада СССР. Для краеведческой науки эта тема весьма актуальна по нескольким причинам. Во-первых, до революции 1917 года, у церквей был большой оборот денежных средств и чаще всего за счет меценатов. Из-за этого церкви были весьма богатыми. Церковь Преображения Господня в Канищево была на добровольные пожертвования прихожан. Во-вторых, сохранившиеся дореволюционные церкви представляют собой важные исторические памятники и источники, которые помогают лучше раскрывать быт и уклад населения того времени. В-третьих, для рязанской земли этот храм обладает необычной архитектурной конструкцией.


Предания о церкви в Канищево до 1814 года

Официальный сайт церкви Преображения пишет в своей мини-статье о том, что по народным преданиям до постройки храма Преображения, в с. Канищево первоначально существовала церковь свт. Николая. Если данная церковь и действительно существовала, то указывает на то, что когда-то в этом регионе русские люди почитали святого угодника Божия, чудотворца Николая Мирликийского. Его считали милостивым заступником и защитником угнетённых, а также грозного к врагам. Такое почитание именно этого святого может быть связана с тем, что Канищево регулярно подвергалось разорению. Об этом также пишет и информационный портал ПроРелигию. Также это подтверждается в исследовании Иоанна Добролюбова, который провёл описание всех церквей в Рязанской губернии.

Как пишет информационный портал ПроРелигию и официальный сайт Преображения данная церковь просуществовала до 1618 года и старый приход был сожжен при попытке казачьего войска под предводительством гетмана Сагайдачного взять штурмом кремль Переяславля-Рязанского (ныне — город Рязань).

Жители села Канищево решили построить новую церковь. В 1792 году на деньги майорши Натальи Михайловны Хрущевой был возведен деревянный приход, однако и он просуществовал недолго — сгорел 24 августа 1814 года.

Церковь Преображения Господня до 1917 года

Церковь согласно статье иеромонаха Иоакима берёт своё начало, только в 1824 году. Она была построена на пожертвования вдов воинов, а также ветеранов войны с Наполеоном 1812-1814 годов. Историю данной церкви также исследовал Фролов В. который в своей статье сравнивал этот храм с Храмом Христа-Спасителя, который был также построен на пожертвования и также был посвящён памяти жертвам войны с Наполеоном. Из-за пожаров было принято решение о постройке каменной церкви.

Согласно книге Добролюбова, который проводил описание всех рязанских церквей постройка данной церкви была поручена помещику Константину Сергеевичу Огорёву, однако приделы при этой церкви Никольский и Казанский строились под управлением другого помещика Петра Николаевича Колычёва.

В. Фролов в своей статье также пишет, что церковь была спроектирована известным русским архитектором Василием Петровичем Стасовым и А. Г. Григорьевым. Однако в своей статье о Преображенском храме информационный портал ПроРелигию пишет также и том, что церковь мог спроектировать и швейцарский архитектор Дементий Иванович Жилярди (Джилярди).

Игорь Алексеев также занимался историей этого храма и в 2013 году написал статью посвящённая истории данной церкви. Так в своей статье он пишет, что данный храм был построен в стиле классицизма. Также храм был очень прост в своих пропорциях, но в то же время величествен. Куб храма завершается низкой ротондой с плоским куполом. В толще северной и южной стен размещаются четырехколонные лоджии дорического ордера. В плане четверик церкви имеет сходство с самым знаменитым храмом Православного мира – Святой Софии в Константинополе.

Возвращаясь к статье Фролова В., то стоит отметить отметить, что он пишет о том, что первоначально помещение самой церкви и трёхступенчатая колокольня были отдельно друг от друга и только во второй половине XIX века были соединены трапезной. Об этом также подтверждается и в материле Игоря Алексеева. Сама трапезная была построена на деньги Петра Николаевича Колычёва. Путешественники, которые проезжали эту церковь называли её культурным ансамблем и отмечали, что данная церковь является уникальной в архитектурном стиле для рязанской земли. На Рязанской земле только одна была похожая колокольня в селе Перевес Спасского района.


Писцовые книги на которые ссылался Иоанн Добролюбов при составлении описания рязанских церквей даёт нам возможность нам определить площадь церкви, которая она занимала до революции. В состав церкви входили 2 десятины усадебной земли, 42 десятины пахотной земли и 3 десятины луговой и во владении причта было 42 десятин земли.

Также Иоанн Добролюбов пишет о известных ему священниках, которые когда-то служили в Канищево:

1) Филипп умер в 1676 году;
2) Сергей Иванов родился в 1703 году, умер в 1728 году;
3) Иван Иванов родился в 1739 году;
4) Иеропей Петров служил в церкви с 1727 года, умер в 1742 году;
5) Алексей Горовень родился в 1742 году;
6) Иоанн Яковлев-неизвестно;
7) Михаил Борисов родился 6 января 1809 года;
8) Николай Волхов родился в 1816 году;
9) Пётр родился в 1843 году;
10) Иоанн Смирнов умер в 1881 году; 11) Андрей уп. с 1882 года.

На данный момент это все священники которые известны науке, которые так или иначе были связаны с судьбой данного храма.

В 1915 году, почти накануне революции 1917 года, Преображенский храм посетил епископ Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский). Храм ему понравился, а ещё больше – прихожане, которые стремились украсить свою церковь. До революции 1917 года в храме регулярно совершались различные православные таинства.


Храм при Советской власти

После прихода к власти большевиков, началась политическая борьба против всего, что могло бы олицетворять старую Россию. Поэтому многие церкви подверглись разрушению. Церковь в Канищево простояла долгое время и была закрыта лишь в 1938 году.У местного настоятеля храма отца Василия, в скором времени конфисковали всё имущество и он был вынужден ходить по селу. Известно, что он умер в тюрьме.

Однако отношение между новой властью церковью были натянутыми. Ещё в 1922 году из храма были изъяли из храма ценные церковные вещи,в том числе сняли серебряно-вызолоченную ризу с иконой Божией Матери. Официальной причиной стала помощь голодающим, однако на сегодняшний день трудно сказать было ли это направлено в качестве помощи или было продано в частную коллекцию из-за огромной коррупции, которая царила в то время.


Храм после закрытия в 1938 году

С 1938 по 1988 год церковь была использована в качестве склада для зерна и не обслуживалась в техническом плане. Это привело к тому, что церковь со временем всё больше и больше приходила в упадок. Сначала в нём хранили зерно, потом стройматериалы, запчасти для техники.


Склад в бывшем Преображенском храме

Однако в 1988 году инициативная группа сельчан, смогла добится того, что церковь была возвращена обратно церковникам. Однако её состояние было слишком ветхим, чтобы в ней можно было вести богослужения и она нуждалась в ремонте. Жаворонков М. в своей мини-статье описал как происходил процесс восстановления храма. В частности было проведено несколько субботников, на которых было множество добровольцев. Также местные приносили иконы в церковь и была установлена чугунная печка. Новым настоятелем стал отец Василий. Во время церковных праздников служба уже велась в 1989 году.


Храм во время реставрационых работ

31 декабря 1989 года архиепископ Симон освятил данную церковь. 1 марта 1991 года настоятелем стал Иоанн Сипратов. Он провёл крупные реставрационные работы и при нём храм обрёл свой современный вид.


Храм Преображения Господня в 1997 году

23 июня 1991 года за несколько месяцев до официального распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил этот храм. Таким образом после и по настоящее время этот храм продолжает функционировать и безусловно является одной из культурных достопремечательностей Рязанского края.


Список литературы:
1) http://www.metarya.ru/nash-khram/istoriya.html
2)https://proreligiu.club/
3) Иоанн Добролюбов: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями том № 1. Материал о Преображенской церкви находится на с.№ 102.
4) Иеромонах Иоаким: Из новейшей истории Преображенского храма. Статья была опубликована в газете Преображение в 2003 году.
5) Фролов В.: О Преображенской церкви в Канищево. Была опубликована в 1993 году в газете Вечерняя Рязань
6) Игорь Алексеев: Преображенский храм. Статья была опубликована в газете Преображение в 2013 году.
7) Жаворонков М.: Преображение(о восстановлении церкви в Канищево). Была опубликована в 1989 году в газете Приокская правда.