Краеведение: Успенский собор в Рязани

Вступление

На сегодняшний день Успенский собор является одним из символов современной Рязани. И это не просто так. Успенский собор является самым большим православным собором на территории России. У туристов приезжающих в Рязань Успенский собор занимает одно из центральных мест. Построенный в стиле нарышкинского барокко, Успенский собор является одним из символов рязанской истории. Поэтому в данной мини-статье будет написана краткая история этого величественного сооружения, построенного на территории Рязани.


История Успенского собора в Рязани до 1917 года

Для того, чтобы лучше понять историю этого собора, необходимо обратится к работе Иоанна Добролюбова. В своём описании он пишет о том, что это замечательная церковь в Рязани если и не самая древняя, то самая объёмная. Согласно информации Добролюбова строительство собора началось в 1677 году. Инициатором этого строительства стал Рязанский митрополит Иосиф, который просил царя Алексея построить собор на месте зелейной палате. В 1679 году зелейная палата была очищена и место для строительство собора освободилось.

Однако из-за смерти митрополита Иосифа, которая случилась 21 сентября 1662 года строительство собора прекратилось. В 1663 году были привезены каменные припасы к церковному строению, в марте 1684 года подмастерье каменных дел Федор Яковлев Шаритин, с товарищами начали строительство собора. После смерти Иоанна новым митрополитом стал Павел. В марте 1684 года новый митрополит, Павел, выделил деньги, и получили «каменщики у преосвященнаго и у порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140 пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оное в три годы». Однако Павел в 1692 году скончался.


Успенский собор получился огромным: высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 метров, в ширину 31 и в длину 45, с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину, а толщина стен — до 2,4 метра

Новым митрополитом стал Аврамий и он ускорил строительство собора в Рязани. Для более быстрой постройки Аврамий собрал всех каменщиков, чтобы те непрерывно строили собор. О строительстве собора он докладывал и патриарху и российским царям: Петру и Ивану. В докладах Аврамия говорилось о том, что постройка собора почти завершена, но 18 апреля 1692 года постройка обрушилась. В результате чего строительство собора затянулось. В январе 1693 года пришлось позвать спасать положение зодчего с именем — одного из создателей так называемого нарышкинского барокко, архитектора Якова Бухвостова. Торги были объявлены 18 января, и Бухвостов, за которым уже к тому времени числились стены и надвратная церковь Новоиерусалимского монастыря, приехал и выиграл подряд. И начал строить грандиозное здание.

С Бухвостовым и постройкой Успенского собора связана целая детективная история. В том же 1693 году Яков выиграл еще один тендер — у боярина Шереметьева на постройку в селе Уборы церкви. И, естественно, вторую не выстроил в срок. В Рязань приезжали сыщики от боярина, Бухвостов убегал, потом его даже поймали, посадили в тюрьму и присудили бить кнутом, но Шереметев понял, что так он точно не получит церкви, и сам же распорядился освободить зодчего. В любом случае, в итоге мы имеем два замечательных шедевра: в Рязани и в подмосковных Уборах. Собор был построен в 1699 году и освящён 15 августа 1702 года.

Спустя 96 лет после постройки собор признали аварийным и он был закрыт на реконструкцию. На реконструкцию собора ушло 69 101 рубль, огромные по тем временам деньги. 15 августа 1804 года Успенский собор в Рязани был снова освящён и в нём возобновились службы.Повторно осветил собор священник Амвросий.

Но спустя несколько десятков лет собор снова пришёл в плохое состояние и в период с 1837 по 1840 год, началась снова реконструкция внешнего вида собора. Были реконструированы кровли, купола соборной церкви.

Реконструкция Успенского собора

Чуть позже архиепископ Гавриил обратил внимание на плохое внутреннее состояние собора и в 1854-1857 годах началась реконструкция внутри церкви. Была восстановлена живопись на стенах собора, иконы в церкви были приведены в лучший вид и была построена железная решётка, которая в 1872 году была заменена на чугунную.


Как позже выяснилось постоянные реконструкции собора проходили из-за того, что он был построен рядом с засыпанном озером. Сильное и неравномерное сжатие илистого слоя под давлением веса грандиозного сооружения, особенно при смачивании опорного слоя водой-верховодкой (проникавшей вглубь вследствие нарушения системы водоотвода и отсутствия дренажа), и явилось, как установили эксперты, причиной постоянных нарушений статического равновесия собора.

Иоанн Добролюбов в своём описании Успенского собора в Рязани акцентирует внимание на сохранившихся древних артефактах, что ещё раз демонстрирует важность собора для рязанцев в XIX веке.

На момент 1884 года в соборе находились следующие ценные и старинные артефакты:

1. Икона Божьей Матери Феодотьевской. Данная икона датируется 1487 годом и впервые о ней упоминается в городе Феодотьеве. В честь неё, каждый год в церкви проходили праздничные богослужения 2 июля.

2. Икона Божьей Матери Муромской. Она была принесена в Переславль-Рязанский в XIII столетии, глупокопочитаемым у рязанских верующих святым архиепископом Василием Рязанским. Данная икона была очень ценной и одеяние у Божьей Матери было обнесено жемчугом, венец и поля были украшены серебрянно-позолочённым окладом, который был нанесён в 1802 году, во время первой реконструкции собора.

3. Древняя хоругвь. Время неизвестно. На лицевой части древней хоругви была украшена Божья Мать. Она сидела на престола и была окружена двумя ангелами. С задней стороны хоругви по центру был изображён архангел Михаил, справа от него Иоанн Предтеча, который держал на блюде свою голову, покрытую фреской. По левую сторону были изображены князья: Владимир, Борис и Глеб.

4. Плащаница датируемая 1681 годом. Она появилась при митрополите Иосифе.

5. Золотой напрестольный крест, датируемый 1. Он появился при епископе Феодорите.

6. Крест серебряно-позолочённый, датируемый 1655 годом. Появился при митрополите Мисаиле.

7. Золотой патир, датируемый 1672 годом при митр. Илларионе.

8. Серебрянно-вызолоченная чаша, которую верующие наделяли чудесными свойствами. Это было связано с тем, что она смогла уничтожить печать Батыя на иконе Иоанна Богослова. Данная икона принадлежала Богословскому монастырю.

Кроме ценных артефактов, в Успенсоком соборе было множество рукописей, которые имели важную историческую ценность. Одной из таких рукописей была Синодик Кафедрального собора, которая датируется 1631 годом. В ней описывалась датированы имена митрополитов и патриархов Московских, митрополитов Крутицких, епископов Ростовских, Смоленских и Полоцких. А также Великих князей и княгинь Великого Княжества Московского. Также в ней написаны имена всех рязанских князей.

Таким образом до революции Успенский собор был одним из самых почитаемых мест в Рязани.


Стоянка пароходов на Трубеже. На переднем плане пароход И.А. Салтыкова. На заднем плане Успенский собор

История Успенского собора в Рязани после революции 1917 года

После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. После революции в соборе были собраны многие ценности из разных церквей и монастырей Рязанской епархии. Часть из них была предназначена для хранения в рязанском музее, который тогда возглавлял историк С. Д. Яхонтов. В самом же соборе внутренние росписи на колоннах и стенах были испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество новая власть реквизировала.


Степан Дмитриевич Яхонтов

После себя С.Д. Яхонтов оставил многочисленные воспоминания и в них он не обошёл стороной и ситуации, которая сложилась с Успенским собором:

"…Двери в Успенском соборе открыты, и там идет какая-работа. Я сразу встрепенулся, понял, что туда забрались «враги». Прибегаю, захватив одну из монахинь. Там, действительно, идет работа во всю… По собору разгуливает с папиросой в зубах в кепке молодой человек и распоряжается. У иконостаса идет стук и треск. Рабочии - столяры ли, плотники ли снимают, вернее, сдирают с местных икон громадные рамы и таскают их и бросают среди собора. От "броса" раздается страшный гром и эхом отдается в углах его…. Паникадила все уже сняты и валяются на полу…. Из южных дверей дьяконовских… тащат знаменитую Мисаилову водосвятную чашу в 32 фунтов серебр. позолоченную Батыевым золотом, дивно гравированную с летописью. Я ее на время выдавал в собор для богослужения, а до того она хранилась в Древлехранилище… Тут уж я не вытерпел…".

Однако сведения в дневнике С.Д. Яхонтова, касающиеся Рождественского и Успенского собора перемешиваются. Трудно понять, например, к каком собору относятся сообщения о захвате собора обновленцами в 1920-х и о кратковременном возвращении храма православным. В 1929 году Рождественский собор был отдан под архив, Успенский собор был закрыт предположительно в то же время. С. Яхонтов также сообщает об опасной трещине в западной стене Успенского собора и о сборе верующими средств на срочный ремонт, чему советская власть всячески препятствовала.

Одним из инициаторов по сбору средств собора был С. Д. Яхонтов. В своих воспоминаниях он пишет, что в его доме собирались ревнители, в то время как обдумывались условия ремонта здания и икон. Средства на спасение треснувшего собора - 48 тысяч должны быть собраны советом по епархии из добровольных жертв по церквам и в кафедральном соборе. Воодушевление было большое.

Когда советская власть увидела, что дело пошло на лад ГИК нарушил условие: запрещен был сбор по епархии. Помирились и с этим верующие. Но вскоре запрещено было собирать на ремонт и в самом соборе. Представитель комитета запрятан был в тюрьму. С горя Алексеев умер (подрядчик, строитель храма) и о реконструкции фактически можно было забыть. Вскоре и зимний собор был передан под архив.

Но не смотря на это собор в скором времени стал считаться культурным памятником прошлого и его было необходимо реконструировать, чтобы не допустить обвал здания. Реконструкция собора проводилась в 1953—1956 гг. Научное руководство консервационными работами осуществляли Центральные научно-реставрационные мастерские Министерства культуры СССР (тогда в системе Академии строительства и архитектуры СССР). Производственные работы выполняла Специальная научно-реставрационная производственная мастерская Рязани. Как пишет Е. Михайловский работы по восстановлению церкви проходили трудно, так как здание было в очень аварийном состоянии. Из-за плохого качества грунта при постройке собор получил неравномерную осадку и раскололся на две части. Сквозная трещина проходила в нем с запада на восток. Здание оседало в среднем до 3 мм в сутки.


Стена Успенского собора перед началом консервации

Для того, чтобы осуществить реконструкцию центральные научно-реставрационные мастерские привлекли имевшиеся к тому времени материалы как о самом соборе, так и о геологическом строении почвы, изучение которой на территории кремля города Рязани было начато еще в 1939 г. Была организована всесторонняя экспертиза. В заключении проф. В. К. Дмоховского на основании данных предварительного гидрогеологического обследования территории было констатировано, что оползней и оседания грунта вокруг собора нет и что грунтовые воды роли в разрушении здания не играют. В экспертных заключениях канд. техн. наук Б. П. Попова и д-ра техн. наук П. П. Ротерта было отмечено, что первопричиной трещин является осадка здания и что нагрузки на подошву основания превышают допускаемые.

Еще до начала консервационных работ удалось составить эскиз первоначального облика собора в конце XVII в.16 (позднее собор получил ряд изменений). Раскрытие творческого замысла построившего собор зодчего, установление точной характеристики архитектурного стиля здания, как и стиля самого мастера, позволяли уверенно находить следы утерянных архитектурных элементов и восстанавливать их.


Разрушение левого откоса окна 2-го яруса собора до консервации

Фундамент у собора нуждался в укреплении, поэтому консервационные работы в Успенском соборе были начаты именно с этого. Начатые в январе 1953 г. работы велись быстро — в три смены, одновременно на западной, южной и восточной стенах. К октябрю 1953 г. была закончена подводка фундаментов под южной стеной и под половиной западной стены, включая район наиболее опасной трещины. К началу 1954 г. были закончены работы и по восточной стене, тоже до ее половины12. Одновременно с начала 1953 г. было установлено постоянное наблюдение за реперами на здании собора. К концу 1953 г. восточная часть южной стены дала осадку на 6,3 см, а западная — на 5,2 см, после чего осадка полностью прекратилась и здание перешло в состояние статического равновесия.

Консервационные работы на фасадах тоже опирались на данные предварительного изучения здания и общих особенностей его декора. Исследования велись в трех направлениях. Во-первых, было изучено само здание в натуре путем закладки шурфов, осуществления зондажей, подробного описания постройки во всех ее особенностях и путем детального обмера. Кроме того, были систематизированы данные всех публикаций собора и его иконографии. Наконец, были начаты розыски в архивах Москвы, Ленинграда и Рязани, которые выявили подробную картину строительства, а вместе с тем и последующих изменений в соборе в XVIII и XIX вв.

Особую сложность представила консервация и частичная реставрация сильно поврежденной во многих местах высокохудожественной резьбы на архитектурных деталях нижнего яруса. Эти детали, тоже с целью консервации, были в XIX в. покрыты масляной краской, которая служила защитой только при сохранении всего слоя покраски в целом. При местном повреждении в белый камень начала проникать вода, которая, не имея возможности испаряться сквозь пленку окраски, начала разрушать детали резьбы. Во время консервационных работ острыми скальпелями вручную были очищены детали от масляной краски. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы при очистке не повреждалась поверхность белого камня (рис. 50, 51). Перед началом таких работ специально выяснили, не были ли эти детали первоначально окрашены. Оказалось, что никакой характерной для XVII в полихромной окраски детали собора не имели, поэтому они были оставлены белыми, как в большинстве сохранившихся памятников архитектуры того времени.


Западный фасад Успенского собора перед началом консервации

После очистки поврежденные места реставрировались казеинатом кальция состава 2:1:3 (известь, казеиновый клей, тертый белый камень), который показал хорошую прочность и одновременно способность поддаваться обработке. Для более крупных элементов применялись отливки с добавлением цемента. Подобным же образом укреплялись капители колонн и другие поврежденные части белокаменного декора собора.

Особое внимание было уделено вопросу консервации поверхности белокаменных деталей, как и самих кирпичных стен. Консервация белокаменных деталей была произведена с помощью покрытия их известковым молоком от свежепогашенной извести. По наблюдениям Е. Михайловского, на ряде памятников архитектуры XVII в. этот метод консервации использовался древними строителями.

Как уже было сказано выше, первоначально собор не был окрашен, но имел цвет и фактуру натурального кирпича, поэтому выветрившаяся поздняя окраска стен была очищена, а кирпичи для сохранности покрыты, каждый в отдельности, без швов, перхлорвиниловой краской, подобранной в цвет кирпича. Стена при этом получила живую, отвечающую особенностям натуральной кирпичной кладки поверхность. При окраске стен использовалась смесь следующего состава: перхлорвиниловый лак 60—65%, ПХВ-26 (красная) 30—35%, ПХВ-6 (желтая) около 10%26. Анализ композиционных особенностей собора привел к убеждению, что некоторые кирпичные детали были первоначально покрыты известковой смазкой, что и подтвердилось затем натурными исследованиями. Следы такой обмазки были найдены на больших колоннах фасада, на треугольных выступах между ними, на кирпичных подвесках карниза и т. п.


Успенский собор после консервационных работ

В ходе реконструкции было принято решение удалять или изменять в соборе только те более поздние элементы, которые существенно вредили его художественному облику. При проведении консервационных работ не ставилась задача получить своеобразный «макет в натуральную величину» первоначального облика. В соборе сохранялись исторически сложившиеся изменения, если таковые не являлись чисто утилитарными дополнениями и резким противоречием художественным особенностям целого.

До конца советской эпохи в соборе не было проведено ни одного богослужения.

Современная история собора

В 1992 г. собор возвращён Рязанской епархии и вновь освящён 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.

В настоящее время собор снова нуждается в реконструкции и соответствующий тендер опубликовали на сайте госзакупок.Работы стоимостью 80 млн оплатят из федерального бюджета. Реконструкция пройдет в два этапа и завершится до 29 октября 2020 года. Об этом сообщает информационный портал RZN.info.

Список литературы:
1. Иоанн Добролюбов: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Том №1. Информация о соборе находится на 13-16 страницах
2. История Рязанского края: Успенский собор
3. Михайловский Е. : Консервация Успенского собора в Рязани.
4. RZN.info: В Рязани реконструируют Успенский собор