Краеведение: Древности и святыни в долине Неретве, Любинье и Домбру Босния и Герцоговина.

На протяжении всей истории Балканы всегда были "пороховой бочкой Европы". Пытаясь получить контроль над Балканами со стороны многих стран, как напрямую, так и опосредовано, привело к провоцированию множества военных конфликтов и частую политическую нестабильность в регионе, что отчётливо наблюдается в начале 2023 года на примере сложных отношений между Косово и Сербией. В данной статье не будет затрагиваться политический аспект противостояния на Балканах и будет уделёно вниманию изучению культурных объектов Боснии и Герцеговины. Влияние сербской культуры в Боснии и Герцеговины имеет большое воздействие и особенно на Республику Сербскую. В данной небольшой статье будет рассматриватся культурологические объекты только долины Неретве. В этих краях исторически проживали сербы. Характерным признаком преобладания сербской культуры является наличие множества православных монастырей и храмов. Многие храмы имеют сложную, запутанную и драматическую историю. Они разрушались турками, а затем снова восстанавливались. После ухода Османской империи многие храмы снова были разрущены во время двух мировых войн и кровопролитной Югославской войны. В 2023 году Балканы ещё полностью не оправились от войны, но во многих странах активно идут процессы по восстанавлению и рестоврации культурных объектов. Такие процессы в XXI столетии происходят и в Боснии и Герцеговине. Межкультурный диалог помогает балканским странам медлено преодолевать взаимную ненависть к другу. Однако не всегда это удаётся избегать конфликтов, но на сегодняшний день множество сербов живут в составе Боснии и Герцоговины и в некоторых её областях являются этническим большинством, как в долине Неретве, а также в Любинье и Домбру.

Долина Неретве на карте Боснии и Герцоговины
Долина Неретве на карте Боснии и Герцоговины

Центральным городом долины Неретве является Мостар. Одной из главных достопримичательностей города на сегодняшний день является старый мост. Он был построен в 1557—1566 года. Возможно до этого там уже было поселение и использовался старый деревянный мост, но на основании имеющихся данных, то поселение нельзя назвать полноценным городом. Историк Мавро Орбин предпологает в своём исследовании, что Мостар был основан в 1440 году, ссылаясь на Радивого, являвшегося Боснийским вассалом. На данный момент это единственная информация о Мостаре, которая относится к XV столетию.

Старый мост в Мостаре
Старый мост в Мостаре. Современная копия древнего моста, полностью уничтоженного хорватскими войсками в 1993 году. Архитектурный символ Мостара. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Развитие Мостара, как местного торгового центра, активно наблюдается после Османского завоевания. Основные торговые пути шли через Мостар в Благаджу. До XVI столетия Мостар был небольшим поселением, в котором функционировал деревянный мост через реку Неретву, через который шли многочисленные торговые маршруты. В те далёкие времена Мостар был расположен только на левом восточном побережье Неретвы, но благодаря росту торговли в середине XVI столетия Мостар постепенно расширился и в сторону правобержья. Помимо важной торговой значимости, исторически Мостар считается одним из важных культурных городов всей сербской культуры. Во времена османского владычества, во второй половине XVIII века в этом городе была резиденция Захумско-Герцеговинской епархии.

Т.Чонтвари. Весна в Мостаре,1903 год
Т.Чонтвари. Весна в Мостаре,1903 год

Мостар, как столица епархии стал неспроста, так в этом месте исторически проживало множество православных сербов. О существовании мостарских православных церквей свидетельствует запись французского писателя-путешественника Полле, датированные 1658 годом. В этих записках Полле упоминает о православных храмах. Многие храмы распологались в пещерах. Это было связано с тем, что официальной религией Османской империи был Ислам и не смотря на то, что Православие не было запрещено Портой, православные храмы не должны были быть выше мечетей. Также немусульманское население Порты облагалось налогом. В начале XIX столетия церковь в Мостаре уже была в изношенном состоянии. Она представляла из себя небольшой домик, поэтому в начале XIX столетия мостарские православные обратились к мостарской кадии о разрешении на ремонт церкви. Под руководством кадди была сформирована комиссия, определившая фактическое состояние церкви, а также её размеры. Основываясь на результатах этой оценки, муфтий Седжид Абдулвехаб разрешил строительство храма, но с одним условие, о том, что новая церковь не должна быть больше, чем предыдущая, ни на один дюйм и даже ни на один палец.

Церковь Богородицы
Церковь Богородицы

Новая церковь была названа в честь Богородицы. Строительство церкви началось в 1833 году и завершилось в 1835 году. Крыша церкви едва виднелась за забором и она с первого взгляда ничем не отличается от крыши обычного жилого дома. В архитектурном плане по строительству церкви, прослеживается стиль далматинской школы и особенно это касается колокольни. Храм Пресвятой Богородицы освещён в 1835 году году владыкой Иосифом во время православного праздника чистое воскресенье. С 1835 года владыка Иосиф начал собирать деньги на постройку более крупного храма, надеясь, что когда-нибудь турецкие власти дадут разрешение для такой постройки. Так и случилось спустя несколько десятилетий. Строительство церкви началось в 1863 году. Новая церковь в честь Пресвятой Богородицы стала одной из самых красивых церквей на Балканах и украшением всего православного мира. За короткое время церковь стала символом Мостара. Деньги на строительство храма были собраны жителями Мостара, также часть денег была подарена султаном Абдулом Азизом, а ещё часть денег была подарена из России. Помимо этого, множество средств на постройку храма удалось собрать на пожертвования, поступившие из Южной Венгрии.

Церковь Святой Троицы в 1910 году
Церковь Святой Троицы в 1910 году

Архитектором новой церкви стал Момир Корунович. Первая попытка построить церковь обернулась неудачей, так как правильно не были расчитаны финансовые возможности. Строительство церкви продложил архитектор из Великобритании [Уэльс] Эндри Домжанов. Церковь была построена в византийском стиле с 30 метровой колокольней и с четыремя куполами. Строительство церкви было полностью завершено в 1873 году.

Церковь Святой Троицы была уничтожена во время войны в 1992 году
Церковь Святой Троицы была уничтожена во время войны в 1992 году и на сегодняшний день эту церковь реконструируют.

Церковь Пресвятой Богородицы была не единственной прославной церковью в этих местах. Храм Рождества Пресвятой Богородицы находилась в близости от Мостара в селе Белушины и была построена на склонах холма Столац. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в первой половине XV века. Над входной дверью сохранилась надпись, на которой видно, что церковь была восстановлена в 1832 году. Церковь была восстановлена на средства одной женщины имени которой не сохранила история. Известно лишь о том, что она была служанкой у турецкого паши. Когда служанка состарилась и уже не могла выполнять свои обязанности, паша оценил её хорошую работу и бывшая служанка получила подарок в знак благодарности. Всю свою жизнь она искала возможность, чтобы в её стране можно было построить церковь. Паша принял её желание и согласился построить православный монастырь. Однако почти сразу же начались жалобы со стороны мусульман, но документ одобрения на строительство в конечном итоге был подписан. Чтобы не видеть из старого города церковь, турецкая власть приказала, чтобы часть монастыря находилась под землёй. Ещё одним интерсным местом в долине Неретве является основанный в XV веке монастырь Пресвятой Богородицы в Житомисличе, расположенный в юго-западной стороне от Мостара. На территории монастыря находится семейный некрополь семьи Милородовичей. Также на территории монастыря находится могила Радимиля. Помимо семейной усыпальницы на территории церкви расположено небольшое кладбище. При монастыре была школа. Из древностей, связанных с этим монастырём, следует упомянуть, что над монастырем находятся останки раннехристианской базилики VI века.

Монастырь Житомислич
Монастырь Житомислич

Город Любинье был основан около 600 лет назад и вероятно был назван в честь воеводы Любы, принимавший участие в битве на поле Косовом. Район Любинья богат наследием различных средневековых усыпальниц, встречающихся в Дубочице, Влаховицах, Банчиках, Родинках и в других местах. Если мы посмотрим на утраченные и сохранившиеся старые церкви, то многие из них были построены в следующих населённых пунктах: Градац, Крайполе и Влаховичи. Градац расположен в северо-восточной стороне Любинского поля. Согласно народному преданию, храм Божьей Матери в Градце был построен во времена Неманичей в XII веке и является старейшей церковью в этих местах. На сегодняшний день церковь хорошо сохранилась. За всю историю храм несколько раз восстанавливали и сейчас эта церковь названа в честь святого пророка Илии.

Храм пророка Ильи
Храм пророка Ильи

Село Грабли находится в восточной стороне Любинского поля. Впервые оно упоминается в 1445 году. На участке “камень Грубач” находятся остатки фундамента древнего храма. Датировать дату строительства церкви учёным не удалось, но известно, что в этой церкви служил иеромонах Святой Василий Острожский около 1660 лет назад. Старая церковь, вероятно, возникла в эпоху Неманичей.

Село Крайполе расположенно примерно в четырех километрах от города Любинь. В этом селе тоже была своя церковь, которая была разрушена османами в конце XV века. Согласно преданию, верующие дали завет, что здесь рано или поздно будет снова возведена церковь, которую ждали пять столетий. Восстановленная церковь посвящена Преображению Господня. 23 июля 1988 года строющийся храм освятил митрополит Владислав, а 10 сентябрю 1988 года церковь была полностью достроена и её снова освятили. Открытие церкви состоялось в 1990 году, но внутренние строительные работы в храме ещё продолжались. Требовалось ещё покрасить иконостас, покрыть центральный купол камнем. Активный вклад в возрождение церкви внёс фермер из Любиня Живоджин Янич, пожертвовавший 1500 долларов США для строительства храма. Место, где находится нынешняя церковь не там где стояла старая и расположена в 300 метрах от её исторического места.

После того как в XV столетии была снесена церковь по деревне ходила легенда о том, что пока церковь не будет восстановлена в деревне будут умирать женщины и дети. По рассказам местных жителей после того как церковь вновь построили, смертность сократилась, однако не имея статистику, невозможно подтвердить или опревергнуть данны факт. Богатую историю имеет также и старая церковь во Влаховичах. С ней связано множество многочисленных преданий, и их больше, чем в любой другой церкви в Любине. Село Влаховичи расположено на просторном плато, закрытом горами и находится в пятнадцати километрах к северу-востоку от Любиня. По приблизительным оценкам церковь была построена в период между 1370 и 1389 годом. Церковь была первоначально посвящена Воскресению Лазареву. Сегодняшняя церковь была построена на фундаменте восстановленной старой церкви в 1864 году. При входе в церковь перед алтарем установлено два больших надгробия с едва читаемыми кириллическими надписями. На одной могиле написано: "Асе лежит князь Влах и Вукосав в своей церкви Святого Лазаря". На другом надгробии написано: "Асе лежит Вукосав воевода Влачевич с моим товарищем по братству и умер на разоренной краине, который моего Господа и принес мне братство в своё благородное наследие и что будет проклят кто меня потревожит".

Согласно преданию, Влач построил церковь, а Вукосав был его сыном, и именно поэтому село Влахович получило такое название. В народных преданиях говорится, что герцог Вукосав Влачевич с Влатком Вукович участвовал в битве на Косово в 1389 году и оба были там тяжело ранены. По народному преданию герцог Влачевич поклялся своим товарищам, что будет похоронен в церкви во Влаховиче. Его желание было исполнено и до сих пор в Герцеговине рассказывают истории о могилах героев, которые принимали участие в Косовоской битве и были в ней тяжело ранены и скончались. После битвы их привезли на родину, где они были и похоронены.

Уже после Косовской битвы князь Лазарь был объявлен святым. Ссылаясь на один из уставов 1405 года в XIX веке Джурадж Бранкович упомянул святого князя Лазаря, который рассказывает о том, как чтим святой Лазарь. С тех самых пор церковь была посвящена Святому Лазарю Видовдану. Много раз церковь разрушалась и востановливалась. Интересно отметить об одном народном предании, которое относится к 1912 году. Когда рабочие копали фундамент для церкви, то обнаружили могилу герцога Влачевича. В его могиле они увидели броню, щит с саблей и металлическую перчатку. Был также литр вина. Рабочие обратно зарыли могилу, так как согласно православной традиции нельзя тревожить покой усопшего.

Также следует остановить внимание на посёлке Домбре, в районе города в Захумле. Этот посёлок упоминается ещё в десятом веке как область, населённая сербами. В летописи священник Дуклянин упоминает Бобр как графство под названием Дебре (данные, относящиеся к сентябрю 1283 года). Масштабные исследования на эту до сих пор не проводились, посвящённые этому графству. (По словам Эрделяновича – „старая Черногория“, сербы в дохристианские времена были похоронены на курганах,как язычники).В районе Домбра находится множество некрополей, остатков храмов и бывших монастырей. Видны остатки старого города Костуна, который восходит к раннему Средневековью (последний был построен в X веке). Археологические исследования выявили следы храмов, относящихся к XII и XIV столетию.

Церковь Святого Лазаря во Влаховичах
Церковь Святого Лазаря во Влаховичах

«Видовдан» праздник, который отмечался в Сербии
Праздник Видовдан имеет в Сербии глубокие корни. Данный праздник посвящён святому мученику Виту, пострадавшему при Диоклетиане. Данный праздник ежегодно отмечается 28 июня. Однако, на протяжении более 600 лет данный праздник связывают с битвой на Косовом поле. В этой битве сербское войско противостояло в десять раз более сильной армии Османов. Тогда сербское ополчение, ведомое князем Лазарем погибло на Косовом поле, но и турецкая армия понесла тяжелейшие потери, что сильно замедлило экспансию Османов в Европу.

В Видостаке находится церковь, где до сих пор видны только остатки ранней христианской церкви, посвященная Святому Ильи, а также гробница дочери тогдашнего священника ,которая относится к 1231 году.

Илия это библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э.
Илия это библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. В исторических церквях его память совершается 2 августа.

По одним преданиям в Домбре когда-то было три монастыря. Первый-Ободинский монастырь находился на территории деревни Биеляна. Остатки бывшего монастыря расположены у подножия холма Орловача, над сельскими домами. По преданию второй монастырь был расположен в деревне Струпичи. Видны остатки средневекового здания. Третий монастырь, как говорится в предании был расположен в Требесине. После сноса православного храма на этом месте появилась мусульманская мечеть.

Остатки античной церкви
Остатки античной церкви

Таким образом видно, что эти края имеюют богатое историческое значение. Православие в этих местах играет огромную роль и православные храмы имеют особую культурную ценность в этом регионе.

Библиография:
1. https://www.srpskaistorija.com/starine-hercegovacke-svetinje-u-dolini-neretve-ljubinju-dabru/
2. http://slobodnahercegovina.com/obicaji-i-vjerovanja-u-hercegovini-9-svetinje-doline-neretve-ljubinja-i-dabra/
3. https://spagosmail.blogspot.com/2014/08/mostarom-nekad-i-sad-pravoslavna-crkva.html