Краткий пересказ доклада Селиванова А. В. «О раскопках в Старой Рязани и в Ново-Ольговском городке». Часть № 1

Данная небольшая статья является пересказом доклада Селиванова А. В. и данный пересказ будет разбит на две части. Сам же доклад был зачитан А. В. Селивановым зачитан на VIII Археологическом съезде, который проходил в Москве в 1890 году. Археологические съезды проводились в разных городах Российской империи. На них преобладали доклады, связанные с историей и археологией края, где проводился сам съезд. Всего за время существования Российской Империи было проведено 16 съездов.

Селиванов А. В. выступил с таким докладом на одном из таких съездов. Свой доклад он начинал с описанием городища Старой Рязани и о том, что он лично недавно открыл древний храм на территории старого города. Однако сначала он этому не уделяет внимание. В самом начале своего доклада он углубляется в историю Старой Рязани и пишет о том, что сам древний город имел форму неправильного прямоугольника. Далее он описывает, что город был с запада ограждён крутым склоном реки Оки, а с других сторон земляным валом длинной до 2-х вёрст, который на момент зачитывания доклада находился в хорошем состоянии.

Из особенностей городища Селиванов А. В. выделяет то, что Рязань имела северный ров не с внешней стороны, а с внутренней. В своём докладе он приходит к выводу о том, что сооружение северного вала было построено раньше чем другие. По его мнению первоночально существовал только Северный вал, который ограждал возвышенное трёхугольное пространство, защищённое с одной стороны рекой Окой, а с другой стороны речкой Серебрянкой. Этот маленький городок и был Старой Рязанью. Однако в последствии Рязанское княжество укрепило своё влияние и достигло значительных размеров, и поэтому нужно было укреплять город. Эта необходимость возникла в первой половине XII века и вскоре появился южный и восточный вал. Со временем население города росло и северный вал оказался внутри города. Северный валобразовывал дугообразный загиб с вогнутой стороной и был обращё к внешнему треугольнику, что указывает на то что он ограждал именно этот треугольник.

В подтверждении своих слов он приводит тот факт, что на Северном валу в 1889 году были найдены древние вещи, которые безошибочно можно отнести к XI веку. Внутри же найденные артефакты указывают на более позднюю эпоху, где потом в XII веке стали сооружаться каменные храмы, а многие найденные предметы, за исключением могильников относятся к XII-XIII веку. Также Селиванов А. В. указывает на то, что могильник был найден под древним соборным храмом и судя по вещам которые там были обнаружены он относится к X-XI веку, а возможно и раньше. По мнению Селиванова этот могильник относился ко временам трехугольной возвышенности и там могло быть поселение, за северным валом. В будущем этот могильник послужил поводом для строительства храма в XII веке.


Примерно так выглядела Старая Рязань в годы рассвета

Крепостной вал Старой Рязани

Храм который открыл Селиванов А. В. имел форму четырёхконечного креста. Он считает что данный храм имел такую форму не случайно. Однако как он утверждает в своём докладе некоторые археологи утверждали ему о том, что храмов такого архитектурного типа не существовало, однако он с ними не был согласен . Похожие храмы ему уже встречались в летописях. В качестве примера он привёл храм подобного типа, который был описан в Устюге. Так согласно летописи около 1490 года в Устюге планировали построить соборную церковь, не по «старинному кресчату», а «срубленную до пяти рядов». Однако эта идея не была оценена Устюжанами поэтому была основана круглая церковь, по старине в 20 стенах». Эта церковь представляет собой тот тип креста с вписанным в него квадратом, который был им обнаружен в плане соборной церкви Старой Рязани.


Чертёж храма Бориса и Глеба

Как указывает в своём докладе Селиванов эта форма присуща древнейшим крестам и такие кресты в большом количестве находились на территории Старой Рязани. Селиванов А. В. считает, что связь между подобным крестом и планом открытого им храма в Старой Рязани очевидна. Далее он утверждает, что даже если такого архитектурного стиля не существовало, все равно этот крест послужил образцом для строительства храма.

Старо Рязанская церковь имел в длину 26.6 метров, а в ширину 16.2 метров. Сама же церковь была сделана из белого камня, местами с явными местами заливки.Также в своём докладе Селиванов указывает о том, что камень очень легко распадается, если его взять. Уцелевшая местами кладка состоит из кирпичей большого формата, которая крепко связана известью. Такие же четырёхугольные плиты устилали пол храма. В некоторых местах бывшей церкви всё ещё сохранились следы такого пола. Кирпичные плиты выстилались прямо на земле в один ряд, а после заливались известью. В церкви было найдено несколько образцов штучных кирпичей разной формы.Далее в своём докладе он описывает их длину. Так длина больших кирпичей была 26 - 29 см, ширина же их составляла 19 - 20 см, а была толщина 3,29 - 8 см. Также Селиванов А. В. уточняет в своём докладе о том, что ему попадались кирпичи и меньших размеров. Посередине храма было обнаружено 12 византийских монет, которые были времён Иоанна II Комнина и они относились к первой половине XII века. Также была обнаружена монета Иоанна Цимисхия(965-976) и немецкий динар XI века. От себя хочется добавить, что такие находки свидетельствуют о том, что Старая Рязань была достаточно серьёзным торговым центром своего времени.

Далее в своём докладе он предположил что этот храм был церковью Бориса и Глеба, который был построен во второй половине XII века и в котором в 1194 году был погребён рязанский князь Игорь Глебович. Однако, как указывает Селиванов А. В., могила князя не была обнаружена в ходе экспедиции и он предположил о том, что её нашли крестьяни, которые брали оттуда себе щебень и бутовой камень. При этом как он пишет он делал это с разрешением владельца и наткнулся на могилу. В ней он обнаружил 2 золотых аграфа, серебряные блашки для кафтана и прочее.


Аграф

Однако судьба этого храма печальна. Согласно летописным источникам этот храм был разрушен и подвергся полному уничтожению Батыем в 1237 году. Сохранились и следы такого разрушения, в виде кусков угля, расправленной меди, стекла. После Батыева нашествия храм не стали восстанавливать и со временем он превратился в груду развалин, а позже о нём исчезла и народная память.


Примерно так выглядел Борисоглебский собор, сделанный мастерами из Чернигова

Борисоглебский собор сейчас. В 1942 году его разобрали на щебёнку

Убитые в ходе разорения Батыем Старой Рязани были похоронены в другом храме, который смог уцелеть после того как Батый, пошёл дальше. Он был открыт в 1836 году, купеческим сыном Тихомировым. Однако он думал, что это был Борисоглебский собор, но Селиванов А. В. в своём докладе уверен, что эта церковь Спаса. Она упоминается в летописи 1256 года, то есть спустя 20 лет. В нём и был похоронен Рязанский князь Олег Ингваревич.


Возможно так выглядел Спасский собор

Вокруг храма Бориса и Глеба было найдено множество могильников. Все эти могильники относятся к периоду до строительства храма, судя по найденным в них вещах и способам погребения. Эти могильники скорее всего относятся к переходной эпохи от язычества к христианству. В качестве доказательства этой версии служит, что найдены вещи которые относятся и к тому и другому мировоззрению. Так в могилах встречаются находки бус, украшений, а также крестов, что и свидетельствует о том, что тогда ещё христианство не установилось в своём окончательном виде. Напротив самого храма была найдена могила, которая была сделана в полностью языческом стиле. В центральной глиняной насыпи в 143 см в глубину был найден вертикально стоявший обрубок дерева, от которого отпала бронзовая женская фигура в виде бюста. Под слоем глины, пространство которой постоянно сужалось к низу, оказался слой, примятый плотно, чёрной земли, глубиной 71 см. На поверхности этой земли было обнаружено остатки еды, черенки горшка, бронзовое каменное колечко и бронзовый четырёхконечный крестик курганного типа. Также были найдены другие христианские святыни. Это бронзовый образ Архангела Михаила с ушком. Всё это было найдено вместе с бусами и украшениями.


Примерно такие украшения находят археологи работающие в Старой Рязани

Всего было исследовано 60 могил. Селиванов в своём докладе отмечает о том, что способ погребения некоторых могил не совсем схож с теми могилами, которые ему уже встречались на территории Рязанской губернии. У многих здесь под головой и ногами оказались кирпичи. Скорее всего лица первоначально ложились вверх, хотя встречаются могилы, где лица были повёрнуты вниз головой. Могилы обычно указывают на Запад и Юго-Запад. Почти все руки были сложены на груди. Чаще всего гроб был сделан из дуба. В некоторых могилах была найдена утварь. Похожие могилы до этого были найдены в Киевской губернии, однако здесь в Рязани могилы более позднего периода.

В ходе раскопок внутри и вне храма было найдено ещё две могилы и там были обнаружены только одни черепа. В одной из таких могил было найдено 25 черепов. Они лежали рядами и один на другом. Всё было засыпана землёй и наверху могилы лежали кирпичи. Большая часть голов сразу рассыпалась, некоторые как будто были изрублены. В нижнем слое была обнаружена голова верблюда. Между костями обнаружили наконечники железных копий. Подобная могила была найдена и с наружной стороны храма. В ней было 70 черепов, которые были погружены на глубину 1 аршин. Селиванов А. В. как указывает в своём докладе не смог установить к какому времени эта могила может относится. Он предположил, что эти захоронения были сделаны после Батыева нашествия и были похоронены в развалинах разрушенного храма. Из вещей которые были найдены в древнем Соборном храме, часть из них были найдены и в могиле, часть в щебне, а также некоторые вещи были найдены просто в земле. Одна из ценных вещей была чашка с грубым изображением оленя на её дне, и пара серебрянных звездчатых приписок. Стоит отметить такие приписки обнаруживались ранее в Старой Рязани, а именно в 1837 году.


Сокровища Старой Рязани

В ходе археологической экспедиции 1888 и 1889 года были обнаружены много ценных предметов. Часть таких предметов для музея была выкуплена у крестьян. Особое внимание Селиванов уделяет находке, которая представляла собой обломок золотого предмета, где был изображён Спаситель. Эта работа была сделана в Византии. Очень часто экспедиция находила браслеты, которые имели разнообразные узоры и рисунки. Селиванов А. В. предположил, что они относятся к XII или к XIII веку. Также Селиванов А. В. отмечает, что такие предметы, находили в Мерянских курганах, о чём указывает в своих сочинениях граф А. С. Уваров. На этом он заканчивает описывать Старую Рязань и переходит к описанию раскопок в городке находящийся рядом с Климентовским погостом, где река Проня впадает в Оку. Об этом будет рассказано во второй части пересказа доклада Селиванова А. В.

Продолжение (Часть № 2)