История Северной Америки: Быт и племена Аляскинских индейцев в описании Архимандрита Анатолия в 1905 году. Часть №2

Быт тлитклинов был похож на ветхозаветные библейские порядки, где царил строгий патриархат. Так быт Аляскинских индейцев строго держался на родовых началах и традициях, а сами тлитклины делили себя на два племени. Само же племя делило себя на несколько родов или кланов,а каждый род делил себя на бараборы или семьи.

Наиболее древним и могущественным племенем среди Аляскинских индейцев было племя ворона или на языке тлитлигт аля; самым старым и могущественным родом или кланом этого племени являлись киксаты или хихчаты, что на русский язык переводится как род лягушки.Другие роды этого племени носили название роды сивуча, филина и другие.

Ещё одним крупным племенем Аляскинских индейцев было племя волка или куча. Роды этого племени носили названия: медведя, касатки, орлаи другие. Самый многочисленный клан из этого племени носил имя: каквантаны или кухантаны.

Всех кланов обоих племён в XVIII веке было великое множество и невозможно на сегодняшний день определить их число. Самые могущественные кланы в XVIII веке были: тлюханахаты, нуншкитаны, кучитайцы, чакунеты, текваты, текуяты, атлентаны, аниктгайтаны и другие.

Почти все эти названия образовались от названия через приставку к наименованиям волка-куч, медведь-хуц, орла-чакк и другие. Наиболее вероятно, что эти кланы получили своё название от старейшины, носивший имя того или иного животного.

Ещё задолго до прихода русских в Аляску, вероятнее всего жили два человека, один носил имя элем, а другой кучем. После их смерти их потомки, стали называть себя воронами и волками. Со временем индейцев становилось всё больше и больше и каждый всё новые и новые старейшины давали новые имена своей семьи, отчего увеличилось количество кланов.

Чаще всего, члены одного клана жили в одном селе. Так Киксаты считали своим домом остров Баранова(остров Ситка), многие тлюхаханахаты жили рядом с Ново-Архангельском( Ситка) , но своей родиной считали Якутатский залив. Каквантатны также жили недалеко от Ново-Архангельска, но они были пришлые, так как их родина находилась в Хуновском селении и Чилкате.

Во главе каждого клана в каждом селении был начальник рода или тайон, что на языке индейцев означало анкау. Главу значительного клана называли атлень-анкау, что на русском означает великий старейшина. Обычно титул тайона передавался по наследству, но в тоже время был и выборным. Для того чтобы, кандидат мог стать старейшиной он должен был быть из древнего рода и в этом роду должно было быть немало героев.

Обычно тайонское звание приобреталось следующим образом: перед смертью старейшина выбирал себе преемника, передавая ему большую часть своего имущества. Обычно наследником был не сын или брат умирающего, а племянники детей родной сестры. Звание тайона переходило по братьям только в том случае, если не было ни родных, ни двоюродных племянников по женской линии.

Затем из племянников получал наследство не самый старший, а самый младший. Необходимо отметить, что этот закон соблюдался во всех кланах или бараборах. Чтобы стать тайоном клана, для этого было необходимо, получить согласие всех остальных тайонов клана, даже в том случае если умирающий тайон публично назвал наследника. Поэтому нередко старшие братья одерживали вверх над неопытными младшими братьями.

Для выбора родового тайона все старейшины собирались на специальный совет. Все подобные советы проходили в глухую ночь. Такие советы не подвергались публичной огласке и на них не допускались подростки и дети. Перед советом хозяин бараборы раздавал всем табак и начиналось молчаливое курение "трубки мира", которое было сильно похоже на курение у континентальных индейцев. Кто был выбран, получал все регалии тайонской власти и обычно это был длинный посох анкауцака, шапка анкау-цака, оружие и костюм предка-героя. Обычно шапка была с изображением того животного, чьё имя носит клан. После своего избрания тайон проводил пляски, дарил подарки другим тайонам и знатным старейшинам других кланов.


Плясовый костюм Якутанских индейцев

Особое значение из тайонских регалий имел жезл или анкау-уцаха.

Использовался в особых случаях;
  1. Воинские советы при нахождении всех тайонов;
  2. Во время решения различных спорных ситуаций внутри клана;
  3. Во время войны, когда тайон командовал своим войском;
  4. Во время грандиозных пиршеств.

Этот жезл имел настолько сакральное значение, что тайон или его доверенное лицо, мог спокойно пройти мимо сражающихся кланов, чтобы начать переговоры о мире. Чем старее был жезл, тем больше было его сакральное значение.


Также имели особое значение родовые знаки и фамильные регалии. Часто были распостранены тотемы. Тотем представлял собой доску фута с вырезом различных фигур зверей,птиц, медведей и других животных имена которых носили предки. В самом основании доски был нарисован образ основателя клана, под ним его преемник и так далее.


Родовой тотем

Чем больше укреплялось присутствие России в Аляске, тем всё больше изменялись регалии тайона и вместо жезлов и других атрибутов их заменяли различные свидетельства полученные предыдущим тайоном или его предком от Русско-Американской компании.

Особенно ценились самые первые свидетельства полученные от России. Так особенно ценились свидетельства времён губернатора Гаген-мейстера, Воеводского и Этолина. Также в качестве регалий у тайона со временем становились: царский кофтан, треуголка при нём, на подобии тех, которыми награждались различные старшины в Сибири, медная ручная пушка, двуглавый орёл весом в 8 или 10 фут.

Тайоны всегда были окружены толпой рабов и пленников. Также у них была собственная дружина, а наиболее близкие к тайонам личности были их телохранителями. Часто без свиты тайон не делал ни шагу. Даже для того, чтобы сесть в лодку тайоны имели насильщиков.

Русское правительство не вмешивалось в дела кланов и тайонов. После продажи Аляски США, американское правительство практически сразу лишило тайонов всякого права на власть и её легитимность. В завершении статьи хочется отметить, что отношение России и Аляскинских индейцев устанавливались тяжело и нередко были военные столкновения между ними.




История Северной Америки: Описание русскими индейцев Аляски. Воинственность и охота индейцев. Часть №1

История Северной Америки: взаимотношение индейских племён друг с другом в описании Архимандрита Анатолия в 1905 году. Часть №3

История Северной Америки: Открытие, освоение Аляски Россией и Русско-Индейская война. Часть №4